Форум » Исторические, политические события и личности » 105 - я годовщина гибели "Варяга" » Ответить

105 - я годовщина гибели "Варяга"

Litta-Lo: 105 - я годовщина гибели "Варяга" Кре́йсер «Варя́г» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 гг. Крейсер был построен в рамках военно-морской программы 1898 года. Строительство велось в Филадельфии (США). В 1900 году корабль был передан ВМФ России и в 1901 вступил в строй. После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а так же существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 16 узлов, что практически сводило на нет его преимущества. Рассматривался даже вопрос о возврате корабля для ремонта; (c другой стороны, есть данные, что на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем). Последний бой На снимке нет крейсера «Варяг». Слева — «Рюрик», справа — «Россия» или «Громобой»! В самом начале Русско-японской войны 1904-05 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.). 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд. 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Капитаны иностранных судов не ожидали от русского корабля такого хода. Они были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Уриу сигналом предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь. Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники[1] утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. ru.wikipedia.org/wiki/Варяг (крейсер)

Ответов - 7

Litta-Lo: Русский: Крейсер "Варяг" после боя. Виден сильный крен на левый борт. «Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где «Варяг» намеревались отремонтировать. Однако после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, а сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Был затоплен также российский пароход «Сунгари». Их экипажи приняты на иностранные корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем через нейтральные порты вернулись в Россию. Подвиг «Варяга» восхитил даже противника: то, что российские моряки поступили по канонам самурайской чести было использовано в пропагандистских целях, как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.

Litta-Lo: Дальнейшая судьба Крейсер «Варяг» Крейсер «Варяг» В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй под названием «Сойя». В 1916 году выкуплен Россией и включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана под прежним названием (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт[4] (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан[источник?] официальным представителям России). В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. По случаю 50-летия подвига у Чемульпо, Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ СССР, лично наградил пятнадцать ветеранов медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

Litta-Lo: Монументы и памятные доски в честь членов экипажа крейсера «Варяг» Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Памятники капитану крейсера В. Ф. Рудневу установлены в Туле и деревне Русятино Заокского района Тульской области. В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову. 10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента — заслуженный скульптор России Андрей Балашов.[5][6][7] На месте гибели крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Лендалфут, 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник.[8][9] Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» и «Плещут холодные волны». В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер Варяг» («Крейсер Варяг»(англ.) на сайте Internet Movie Database). В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.


Litta-Lo: Песня. Текст песни "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг" написана австрийским писателем и поэтом Рудольфом Грейнцем. Музыку написал А. С. Турищев, перевод Е. М. Студенской. Русский текст Наверх, вы, товарищи, все по местам, Последний парад наступает. Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает! Все вымпелы вьются и цепи гремят, Наверх якоря поднимая, Готовятся к бою орудия в ряд, На солнце зловеще сверкая! И с пристани верной мы в битву идём, Навстречу грозящей нам смерти, За Родину в море открытом умрём, Где ждут желтолицые черти! Свистит и гремит, и грохочет кругом. Гром пушек, шипенье снарядов, И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» Подобен кромешному аду. В предсмертных мученьях трепещут тела, Гром пушек, и шум, и стенанья, И судно охвачено морем огня, Настали минуты прощанья. Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами! Не думали, братцы, мы с вами вчера, Что нынче умрём под волнами. Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы Русского флага, Лишь волны морские прославят одни Геройскую гибель «Варяга»! Оригинальный текст Auf Deck, Kameraden, all' auf Deck! Heraus zur letzten Parade! Der stolze Warjag ergibt sich nicht, Wir brauchen keine Gnade! An den Masten die bunten Wimpel empor, Die klirrenden Anker gelichtet, In stürmischer Eil` zum Gefechte klar Die blanken Geschütze gerichtet! Aus dem sichern Hafen hinaus in die See, Fürs Vaterland zu sterben Dort lauern die gelben Teufel auf uns Und speien Tod und Verderben! Es dröhnt und kracht und donnert und zischt, Da trifft es uns zur Stelle; Es ward der Warjag, das treue Schiff, Zu einer brennenden Hölle! Rings zuckende Leiber und grauser Tod, Ein Ächzen, Röcheln und Stöhnen — Die Flammen um unser Schiff Wie feuriger Rosse Mähnen! Lebt wohl, Kameraden, lebt wohl, hurra! Hinab in die gurgelnde Tiefe! Wer hätte es gestern noch gedacht, Dass er heut` schon da drunten schliefe! Kein Zeichen, kein Kreuz wird, wo wir ruh`n Fern von der Heimat, melden — Doch das Meer das rauschet auf ewig von uns, Von Warjag und seinen Helden! Дословный перевод На палубу, товарищи, все на палубу! Наверх для последнего парада! Гордый «Варяг» не сдаётся, Нам не нужна пощада! На мачтах пёстрые вымпелы кверху, Звенящие якоря подняты, В бурной спешке к бою готовы Блестящие орудия! Из надёжной гавани — в море За Отечество умереть. Там подстерегают жёлтые черти нас И извергают смерть и разрушения! Гремит и грохочет, и громыхает, и шипит. Тут нас поражает на месте; Стал «Варяг», верный корабль, Горящим адом! Вокруг судорожно дёргающиеся тела и страшная смерть, Кряхтенье, хрипы умирающих и стенания. Языки пламени развеваются вокруг нашего корабля Как гривы огненных коней! Прощайте, товарищи, прощайте, ура! Вниз в клокочущую пучину! Кто бы ещё вчера подумал, Что уже сегодня он там внизу уснёт! Ни знак, ни крест не укажет, где мы покоимся вдали от Родины, Однако море вечно будет рокотать о нас, О «Варяге» и его героях.

Litta-Lo: Сенсация: найдено место гибели легендарного "Варяга" Алексей Денисов На подготовку экспедиции к месту гибели "Варяга" ушел год. В феврале 2004 года исполнится 100 лет героическому подвигу бронепалубного крейсера "Варяг". В первые часы русско-японской войны "Варяг" вместе с канонеркой "Кореец" вступил в беспощадный бой с японской эскадрой. "Варяг" - это гордость российского флота. Подвиг его экипажа - пример мужества. В канун знаменательной годовщины телеканал "Россия" при поддержке командования Военно-морского флота организовал уникальную экспедицию к берегам Шотландии, к месту, где покоятся останки легендарного корабля. Среди участников экспедиции - внук капитана крейсера "Варяг" Никита Руднев. Спустя 82 года после гибели крейсера они нашли "Варяг" на дне моря. На подготовку экспедиции к месту гибели "Варяга" в Ирландском море ушел почти целый год. Однако шансов на успех было немного. Архивных документов о последних днях крейсера ни в России, ни в Великобритании не сохранилось. Шотландские рыбаки смогли лишь приблизительно указать район, где 82 года назад затонул "Варяг". По их словам, последний раз местные аквалангисты-любители искали останки знаменитого корабля около 30-ти лет назад. Русские в этих местах вообще никогда не появлялись. "Я живу здесь уже больше 40 лет, но никогда не видел русских и не слышал, чтобы они интересовались этим кораблем", - говорит капитан судна Джон Мэрдок. Крейсер "Варяг" совершил свой подвиг во время русско-японской войны в 1904 году. Получив ультиматум японского адмирала Уриу, он отказался сдаться и вступил в бой с вражеской эскадрой из 15 боевых кораблей близ корейского порта Чемульпо. После неравной битвы русские моряки затопили крейсер. В 1905 году "Варяг" был поднят японцами и почти 10 лет прослужил в составе их флота. В 1916 году русское правительство выкупило его у Японии и отправило на ремонт в Англию. После октябрьского переворота, когда большевики отказались платить по царским долгам, англичане конфисковали "Варяг" и продали его немецкой компании на металлолом. Во время буксировки к месту слома крейсер наскочил на скалы и затонул у берегов Южной Шотландии. До сегодняшнего дня считалось, что в 20-е годы англичане полностью разобрали его прямо в море. Первый день поисков подтвердил худшие опасения. Огромные заросли ламинарий покрывали почти все дно возле берега. Ветер с Атлантики раскачал море, и видимость под водой резко ухудшилась. Температура воды в Ирландском море даже летом не превышает 12 градусов. К тому же нам было известно, что немецкая компания, занимавшаяся разделкой крейсера на металлолом, в 1925 году взорвала корпус "Варяга", чтобы облегчить себе работу. Первые погружения результатов не принесли. Напряжение нарастало с каждым днем и часом поисков. Местные рыбаки посоветовали искать чуть дальше от берега. Наконец, наступило 3 июля. В 12 часов 35 минут по местному времени один из наших аквалангистов обнаружил первый фрагмент "Варяга". Это был деревянный леер носовой надстройки. По словам Дмитрия, под водой он видел остатки каких-то конструкций и огромные металлические плиты. С помощью местных жителей нам удалось найти то место, где в 1922 году "Варяг" наскочил на скалы. Оно находится в 60 милях к югу от Глазго и всего в полукилометре от берега. Некоторые фрагменты крейсера, которые уцелели после взрыва в 1925 году, находятся на глубине 6-8 метров. На этом месте под водой никто никогда не снимал. Теперь впервые можно увидеть останки легендарного крейсера "Варяг". К сожалению, уцелело немногое. Взрыв буквально разметал фрагменты корабля на огромной площади. Что-то затянуло песком и илом. Хорошо сохранились только латунные и бронзовые детали. Например, такие, как кусок сливного устройства, который открылся под водой даже через 80 с лишним лет. Особенно поразило качество стали: под тонким слоем ржавчины она сверкала как новая. Как известно, русское правительство разместило заказ на строительство "Варяга" в Филадельфии. Американская сталь в то время считалась одной из лучших в мире. Самой сенсационной находкой нашей экспедиции стало обнаружение иллюминатора и латунной таблички с маркировкой американского завода, поставлявшего на "Варяг" паровые насосы и приводы. На обратной стороне отчетливо видны японские иероглифы. Известно, что когда японцы подняли "Варяг" в 1905 году и включили его в состав своего флота, все русские и английские названия были перебиты на японские. После этой находки все сомнения отпали: обнаружен именно "Варяг". На четвертый день экспедиции погружение совершил внук командира крейсера Никита Пантелеймонович Руднев. Он родился в 1945 году во Франции, куда вся семья Рудневых вынуждена была уехать после революции. Имение деда в Тульской области, как и все его награды, оставшиеся в России, были конфискованы большевиками. Узнав, что мы обнаружили останки "Варяга", Никита Руднев прилетел в Шотландию из Франции, чтобы увидеть их собственными глазами. Это был один из самых эмоциональных моментов экспедиции. "Большие куски металла! У вас уникальная команда. Там все заросло. А они нашли. Это уникально. Раньше у меня были только фотографии. Но сейчас видеть и трогать это руками - это чудеса. Как я рад!" - восклицает Никита Руднев. И последнее. Командование Военно-морскими силами России в настоящее время рассматривает вопрос об отправке к берегам Южной Шотландии одного из боевых кораблей Балтийского флота. Спустя 100 лет после подвига он должен будет отдать воинские почести погибшему крейсеру. http://www.vesti7.ru/archive/news?id=2770

Litta-Lo: Пишет rotkringel 105 лет со дня героического боя Варяга и Корейца с японской эскадрой Немного дополнительной информации к размышлению о потерях японской стороны: ..... Японский отряд состоял из 7 бронированных кораблей: четырех бронепалубных крейсеров отряда Уриу («Нанива», «Такочико», «Нийтака», «Акаси»), усиленных адмиралом Того - двумя броненосными крейсерами (тяжелый «Асама» и легкий «Чиода»), авизо (корабля-сигнальщика и связного) «Чихая», а также - двух минных отрядов в составе восьми миноносцев. Уриу имел задание: эскортировать конвой и обеспечить высадку с транспортных судов пехотного десанта - выдвигаемых на р. Ялу, к северной границе Кореи японских сухопутных войск (!), уничтожив отряд русских военных стационеров в Чемульпо. Эту подробность упоминают не часто – приходится вспоминать, что в аналогичном эпизоде 1950 г., во время Американской интервенции в Корее, Главнокомандующий войсками США и ООН на Тихом океане Дуглас Макартур – показал себя не столько «военным гением», сколько исправным плагиатором недавно «побежденных США» японцев. С существенной, правда, разницей - ему боевые корабли противника (в вооруженных силах КНДР просто отсутствовавшие) на фарватере Чемульпо не противостояли. Задача Уриу была предельно облегчена предательством. На самых верхах С.-Петербурга! О предстоящем, официально, в по-восточному дипломатически-обтекаемой формулировке, объявленном (никакой «внезапности»!.. для Петербурга по крайней мере!) открытии военных действий, Русские моряки на Дальнем Востоке НЕ ЗНАЛИ и превентивных мер против Японии предпринять не могли - имея строжайший запрет на то в мирное время, данный из Питера же. В правительственной телеграмме, сообщившей 25.01.1904 г. о разрыве Японией дипломатических отношений, по предложению Министра (ино)странных дел России Ламсдорфа (к слову - «голубой» был господин), из текста японского демарша - были ИЗЪЯТЫ слова, свидетельствующие об объявлении войны (т.е. смысл их в МИДе России прекрасно поняли!). Отозвать из Чемульпо «Варяга» и «Корейца» морскому командованию было из Петербурга запрещено также, а Российский посланник в Сеуле Павлов, несмотря на очевидные на месте событий - признаки начала Японией военных действий, взять на себя инициативу не решился и просьбу командира «Варяга» капитана 1-го ранга В.Ф. Руднева, командовавшего отрядом русских стационеров, – отослать вверенный отряд из мышеловки рейда Чемульпо в Порт-Артур, – отклонил. Подробности сражения 1904 г. любителям истории известны давно (а не желающим видеть очевидное – что-либо доказывать бесполезно!), однако, некое «белое пятно» все же остается. Речь об уроне, понесенном кораблями Уриу от огня бронепалубного «Варяга» и безбронной канонерской лодки «Кореец». Любим мы быть обхитрёнными и битыми, «униженными и оскорбленными». А надо бы – наоборот! Отечественные энциклопедические издания (МСЭ, 50-е г.г., БСЭ, 70-е гг., Военно-энциклопедический словарь, 1984 г. и т.д.) обыкновенно пишут об этом предельно лапидарно: «потопил миноносец, повредил два крейсера противника» – без раскрытия названий, без оценки тяжести ущерба. Однако, есть иная точка зрения. Вот что говорит (привожу с сокращениями, в скобках - мои комментарии) в статье «Тогда, под Чемульпо» («Техника молодежи», №3\1984 г.) инженер Виктор Катаев (г. Калининград МО): «…Объясняется это тем, что японское командование старательно замалчивает потери своего флота, к примеру, о гибели броненосца «Яшима» оно объявило спустя полгода, как он пошел на дно (т.е. уже после падения Порт-Артура; хотя это со стороны командования Японии – было как раз закономерно… странно, что историки становятся в тупик, встречая подобный факт: свои потери скрывают, в том числе и от штабов противника). Заинтересовавшись этой проблемой, я проанализировал почти все доступные (!) мне военно-исторические труды. …Надо сказать, факт потопления «Варяга» и «Корейца» своими командами, а не стараниями Уриу, был не в его пользу. Потому Уриу всячески отрицал любые сведения о повреждениях своих судов. …В «Описании военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» этому сражению посвящена объемная статья, согласно которой: «Крейсер «Асама», имея неприятеля по левому борту и идя на пересечение его курса, в 12.20 открыл огонь, стреляя по «Варягу». Так как в 13.15 неприятель подошел к якорной стоянке (после поворота в 13.00 от о. Иодольми, схему см.: Р.М. Мельников «Крейсер «Варяг», Ленинград, «Судостроение»), «Асама» прекратил огонь… Неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда, и мы не понесли ни малейших потерь». Обратимся к свидетельствам другой стороны. Командир «Варяга» капитан 1-го ранга В. Руднев сообщал, что итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения (в Чемульпо стояли стационеры 6 стран, в т.ч. Италии), и команда английского парового катера, возвращавшегося от японской эскадры, утверждали, что на крейсере «Асама» был виден большой пожар и сбит кормовой мостик (при расхождении от о. Иодольми «Варяга» и «Корейца» (см. схему в указ. соч.), последний - развил предельный огонь, введя в действие оба 203-мм орудия в носовой части… после попаданий в крейсер «Асама» головной корабль противника замолчал, лишившись управления огнем; вода буквально кипела вокруг «Корейца», на нем, по выходе «Варяга» из строя, сосредоточился японский огонь, но «Кореец», со срубленным перед боем рангоутом, прямых попаданий не имел – возможно, из-за применения Уриу при стрельбе по старому и слабому кораблю устаревших вертикальных дальномеров вместо современных, предназначенных для мощного «Варяга», - горизонтально-базисных, на другом крейсере между двумя трубами наблюдался взрыв и что потоплен один миноносец. Это впоследствие подтвердилось. «Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Асама», - сказано в рапорте командира «Корейца» капитана 2-го ранга Г. Беляева, - команда приветствовала громким «ура!»… Был замечен взрыв и на четвертом по порядку строя японском крейсере («Акаси»)». А теперь попробуем проследить за действиями Уриу после боя. Он сосредоточил эскадру за островом Иодольми. О состоянии кораблей авторы японского «Описания» умалчивают, но «Асама» упоминается снова лишь месяцем позже, при рассказе об очередной бомбардировке Порт-Артура (т.е. отсутствовал в составе японских сил в самые первые дни войны – дни ожесточенных боев на внешнем рейде Порт-Артура и Владивостока!..). Вероятно, в течении месяца «Асама» ремонтировался, устраняя повреждения… На следующий день после боя испортилась погода, и Уриу отвел миноносцы в укрытие, оставив на рейде «Чихая», а «Чиоду» – на разведке в Чемульпо. Крейсер же «Ниитака» и миноносец «Цубами» он спешно отослал в японский порт Сасебо, куда после разведки отбыл и «Чиода». Одновременно Уриу запросил помощи (!!), и вскоре к нему присоединились канонерки «Осима» и «Акаши». Но позвольте, с какой стати Уриу, отряд которого не понес потерь, столь спешно отправил в Сасебо 3 боевых корабля, да еще и запросил помощи? Не менее любопытно, что «Акаси» исчезает со страниц «Описания» вплоть до 1905 г., а его место в отряде заместил крейсер «Цусима». (Именно «Акаси» угодил под огонь тяжелых орудий неповрежденного японским огнем «Корейца»). …Кстати сказать, в иностранных источниках есть сведения, что один из японских крейсеров (миноносцев?), направлявшихся после боя в Сасебо, затонул на переходе. Теперь обратимся к крейсеру «Чиода». В «Описании» сказано, что Уриу, не дожидаясь подкрепления, «крейсер «Чиода» по способности (!) отправил в Сасебо». Нелишне вспомнить - при преследовании подбитого «Варяга» этот крейсер, следуя вторым в строю, заметно отставал от «Асамы». …Известно, что в бою участвовали 7 миноносцев кроме находившегося в дозоре «Касасаги». Если верить «Описанию», непосредственный огневой контакт с «Варягом» имели 3 миноносца ХIV отряда, а 4 миноносца IХ отряда перед боем были отправлены Уриу за углем и пресной водой. Право, сомнительно, чтобы японский адмирал (поставивший флагманский «Нанива», вместе с однотипным «Такачико», отдельной колонной, в бОльшем удалении от противника, чем «Асама», и 3 возглавлявшихся тем легких крейсера, т.е.серьезно опасавшийся боя на узком рейде) заведомо пошел перед сражением на ослабление эскадры. …Итак, анализ действий адмирала Уриу позволяет сделать вывод, что огнем «Варяга» и «Корейца» были серьезно повреждены броненосные крейсера «Асама» и «Чиода», бронепалубные крейсера «Акаси» - вышел из строя на год, - и «Нийтака», потоплен или (и?) подбит один миноносец». Т.е. «Варягом» и «Корейцем» выведены из строя 4 вражеских крейсера (включая оба броненосных, в т.ч. – единственный в отряде Уриу тяжелый), потоплен безусловно – один, предположительно выведен из строя (вероятно, также потоплен) – еще один миноносец. Такой урон – свидетельство об ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭФФЕКТИВНОМ применении нашими моряками вверенного им оружия. Невзирая на исключительно неблагоприятные условия боя – отсутствие защиты артиллерии на русских кораблях, подавляющее огневое преимущество противника, его превосходство в артиллерийской оптике и приборах управления огнем, невозможность маневра на фарватере, невозможность развития полного хода энергетической установкой «Варяга» (см. далее) и т.д.. Можно заметить, что названия кораблей, по которым вел огонь «Варяг», как и последовательность открытия огня (энергичные минные атаки против Русского отряда были предприняты Уриу лишь во время прохождения им о. Иодольми, после выхода из строя большей части артиллерии «Варяга», – см. указ. соч. Р.М. Мельников), отличаются от того, что имело место в снятом в 1954 г. кинофильме, где роль «Варяга» «играла» закамуфлированная под него «Аврора» – единственный корабль этого класса, оставшийся в строю к 1954 г. Хотя характерные особенности силуэта «Варяга»: эшелонированное расположение орудий в оконечностях корабля («…Орудия в ряд»), отсутствие броневых щитов на палубных орудиях (что, как и предвидел командир «Варяга» Руднев, серьезно осложнило действия их расчетов в бою и ускорил выход орудий из строя) в нем были соблюдены. …После возвращения на рейд Чемульпо, ввиду тяжести потерь боевых средств: на «Варяге» потеряно 11 из 12 152-мм и 6 из 12 75-мм орудий, 4 из 5 торпедных аппаратов, разрушены оба горизонтально-базисных дальномера и большая часть вертикальных угломеров Люжоля-Мякишева, паровые катера–метатели мин и все гребные суда выведены из строя, рулевой привод не действует, часть котлов сдвинулась с фундаментов, остальные на полную мощность работать не могут, - военным советом было принято решение: во избежание пленения противником на рейде боевые корабли взорвать, стоящий в порту гражданский пароход «Сунгари» - сжечь, личному составу кораблей, русским гражданским служащим и дипломатической миссии в Корее – возвращаться на родину по способности. После взрыва канонерской лодки «Кореец» по просьбе командиров все еще стоявших в порту иностранных стационеров, ввиду образования при взрыве мощной ударной волны в узкой акватории, «Варяг» было решено затопить. Команды «Варяга» и «Корейца» вместе с гражданским персоналом русских учреждений Сеула и Чемульпо были приняты на борт покидающими занятую японцами Корею иностранных военными кораблями во избежание пленения и доставлены в Россию, в Петербург морем. Уходя из Чемульпо, русские моряки не думали, что оставляют эту землю противнику надолго – «Варяг» был затоплен на мелком месте с возможностью подъема в мирное время. Однако, после затопления Порт-Артурской эскадры, капитуляции Порт-Артура, гибели в Цусимском бою 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр, поражений сухопутной армии в Манчжурии и высадки японских войск на Сахалине был подписан позорный Портсмутский мирный договор, отдавший Корею, Квантунский полуостров и южную часть о. Сахалин в руки противника. Япония, истощившая свою, тогда слабую и полностью зависимую от морской торговли экономику, не могла продолжать войну - в условиях крейсерских действий сохранившего свои боевые средства Владивостокского отряда (даже усилившегося – введением в строй отремонтированного, после тяжелейшей аварии в начале 1904 г., крейсера 1-го ранга «Богатырь», прибытием из состава эскадры Рожественского – крейсера 2-го ранга «Алмаз» и трех эскадренных миноносцев) и продолжения боев на удлинявшейся после каждой новой «победы» операционной линии в Манчжурии. Но мир российским правительством был принят – начиналась, после «падения Порт-Артура» и Кровавого воскресения в С.-Петербурге, Первая русская революция – бороться уже надо было внутри страны!… …Поднят же и, перед тем, как вернуться в 1916 г. в состав Русского флота, «Варяг» был недавним противником, где он служил в составе флота Японского. Но это уже новая, отдельная история… Взято отсюда: http://www.u-ra.com/text/2004/200410/10_6_2.html ______________________________________

Litta-Lo: Медаль за бой "Варяга" и "Корейца" к столетию подвига моряков русского Императорского флота В славные анналы Российского Императорского флота навеки вошла одна совершенно особенная награда – круглая серебряная медаль на белой ленте с косым синим Андреевским крестом – копии военно-морского Андреевского флага Российской державы. Аверс медали украшает изображение Георгиевского креста на орденской ленточке, обрамленного лавровым венком, в свою очередь, окруженным идущей по краю медали надписью "ЗА БОЙ "ВАРЯГА И КОРЕЙЦА 27 ЯНВ. 19О4 – ЧЕМУЛЬПО". На реверсе медали – изображения обоих российских военных кораблей, бесстрашно вступивших в бой с японской эскадрой, с изображением Святого Животворящего креста Господня в верхней части медали. Первый советский фальсификатор российской истории М.Н.Покровский написал в своей печально известной "Русской истории в самом сжатом очерке" следующие строки: "Заперев русский флот (два крейсера, забытые в Корее, были японцами уничтожены) Япония могла беспрепятственно высаживаться на материке". Здесь что ни слово, то ложь! И ведь каким пренебрежительным тоном описана трагедия нашего флота! У читателя обязательно должно было сложиться мнение, что русские корабли были потоплены японцами мимоходом, безо всякого сопротивления! А ведь на самом деле крейсер "Варяг" (именно его и канонерскую лодку "Кореец" имел в виду Покровский под "двумя крейсерами"!) находился в корейском порту Чемульпо вовсе не "по забывчивости бездарных царских адмиралов", которую так любили подчеркивать марксистские борзописцы (настолько бесстыдные, что продолжали делать это и после бесчисленных случаев вопиющей бездарности командования "непобедимой и легендарной армии мировой революции", способного побеждать только заливая врага кровью и заваливая его трупами красноармейцев!), а потому, что обеспечивал нормальную деятельность посольства России в Корее. Крейсер "Варяг" был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в своем классе. При водоизмещении в 6500 тонн он имел скорость хода 24 узла (44 километра в час) и был вооружен 36 орудиями (из них 24 крупнокалиберных) и 4 торпедными установками. Экипаж "Варяга" состоял из 18 офицеров и 535 матросов. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев, происходивший из семьи потомственных моряков. При известии о разрыве дипломатических отношений между Российской и Японской империями капитан Руднев обратился к русскому посланнику при корейском королевском дворе в Сеуле с просьбой о дозволении на уход "Варяга" в тихоокеанскую военно-морскую базу России в Порт-Артуре, однако получил отказ, поскольку официального объявления войны еще не последовало. "Варяг" остался выполнять свою прежнюю миссию в Корее. Кстати, один японский офицер оставил в описываемое время в своем дневнике довольно любопытную запись, характеризующую разницу между европейским и японским менталитетом: "…мы не будем заранее объявлять войну, поскольку это совершенно непонятный и глупый европейский обычай". Империя "восходящего солнца", как обычно, начала войну по всем самурайским правилам – исподтишка. Японцы всегда нападали на своих противников без объявления войны – на Корею, Китай, Россию, китайские и тихоокеанские колонии Германии, Монголию, США (Перл-Харбор!), французский Индокитай, британские Бирму и Сингапур, голландскую Индонезию – и, тем не менее, до сих пор таят обиду на то, что СССР напал на них в 1945г. также без объявления войны! Странная логика, что и говорить… Верные себе, японцы неожиданно атаковали русскую канонерскую лодку "Кореец", шедшую 26 января 1904г. с депешей в Порт-Артур. В 2 милях от Чемульпо путь "Корейцу" преградила японская эскадра адмирала Уриу. И, хотя 3 торпеды, выпущенные японцами, прошли мимо, "Корейцу" пришлось срочно вернуться в порт Чемульпо. Два русских корабля, "Кореец" и "Варяг", оказались запертыми в этом порту. Поздним вечером 27 января капитану Рудневу вручили ультиматум японского адмирала следующего содержания: "Его Императорского Величества корабль "Нанива", 26 января 1904г. Старшему из русских офицеров. Сэр, Ввиду ведущихся в настоящее время враждебных действий между правительствами Японии и России, я почтительнейше прошу Вас покинуть порт Чемульпо с силами, состоящими под Вашим командованием, до полудня 27 января 1904г. В противном случае я буду вынужден открыть по Вас огонь в порту. Честь имею, сэр, быть Вашим покорнейшим слугой. С. Уриу, Контр-адмирал, командующий эскадрой Императорского Японского флота. Капитан Руднев несколько раз прочитал ультиматум японского адмирала и посмотрел на часы. Была половина десятого. Ультиматум был датирован вчерашним числом. Представлялось маловероятным, чтобы контр-адмирал Уриу не имел возможности передать его на "Варяг" раньше (как на другие иностранные военные корабли, стоявшие на рейде Чемульпо). Дело в том, что накануне поздно вечером уведомления аналогичного содержания были вручены японцами старшим офицерам стоявших в Чемульпо английского военного корабля "Талбот", французского крейсера "Паскаль", итальянского "Эльба" и американского корабля "Виксбург". Руднев ни на минуту не сомневался в том, что, не находись в порту Чемульпо этих иностранных военных кораблей, "Варяг" был бы атакован японцами безо всяких "глупых европейских" предупреждений. Только из опасений нанести при атаке повреждения другим иностранным судам в нейтральном порту контр-адмирал Уриу не решился сразу напасть на "Варяг" и "Кореец". К чести командиров британского, итальянского и французского кораблей, они выразили командующему японской эскадрой письменный протест следующего содержания: Сотокити Уриу, Контр-адмиралу, командующему Эскадрой Императорского Японского флота. Сэр, Мы, ниже подписавшиеся, командиры трех нейтральных военных кораблей Великобритании, Италии и Франции, узнав из полученного нами от Вас письма от 26 января о намеченном Вами на сегодня в 4 часа дня нападении на русские военные корабли, стоящие на рейде Чемульпо, честь имеем обратить Ваше внимание на следующее обстоятельство. Мы считаем, что, поскольку, на основании общепризнанных положений международного права, порт Чемульпо является нейтральным, никакая нация не имеет права нападать на корабли других наций, находящиеся в этом порту, а держава, преступающая этот закон, несет полную ответственность за всякий ущерб, причиненный чьей-либо жизни или собственности в этом порту. Поэтому мы настоящим письмом энергично протестуем против подобного нарушения нейтралитета и были бы рады узнать Ваше мнение по данному вопросу. Бейли, командир корабля Его Величества "Талбот", Бореа, командир корабля "Эльба", Сэнэс, командир корабля "Паскаль". Любопытно, под этим письмом отсутствует подпись командира четвертого иностранного корабля, стоявшего на рейде Чемульпо, а именно капитана 2-го ранга Маршалла, командира американской канонерки "Виксбург". Когда им выгодно, американцы, громче всех кричат о нарушениях международного права, когда не выгодно хранят молчание. Между тем капитан Руднев огласил экипажам "Варяга" и "Корейца" японский ультиматум, прокомментировав его в следующих выражениях: "Вызов более чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрения к смерти". От имени всей команды командиру ответил мичман Падалко: "Все мы, и "Варяг", и "Кореец", будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир". Русские моряки решили дать японцам бой в открытом море. Полные отваги и решимости и не желая подвергать опасности иностранные военные корабли, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" в 11 часов 20 минут 27 января 1904г. снялись с якоря. Моряки иностранных кораблей выстроились на палубах. Царило неописуемое волнение, некоторые матросы (особенно итальянцы) были растроганы до слез. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На капитанском мостике "Варяга" стоял его командир, ведший свой крейсер как на последний парад. Громовое "Ура!" вырвалось из груди всех свидетелей драмы. Все салютовали русским героям, шедшим на верную смерть. Командующий японской эскадрой уже предвкушал победу, заранее преподнося оба русских корабля, как первые трофеи войны, в победоносном исходе которой для Японии нисколько не сомневался, в подарок Тенно ко дню его восшествия па Хризантемовый трон. И для такой уверенности адмирал Уриу, казалось, имел все основания. Крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец" в открытом море поджидала японская эскадра, состоявшая из 6 броненосных крейсеров и 8 миноносцев. Один лишь броненосный крейсер "Асама" был вооружен 37 орудиями и 5 торпедными установками. "Варяг" же не имел ни бортовой брони, ни бронированных щитов на орудиях. Японцы выбросили сигнал "сдаться на милость победителя". В ответ командир "Варяга" отдал приказ поднять боевые флаги. В 11:45 с крейсера "Асама" прозвучал первый выстрел. Вслед за тем японская корабельная артиллерия всего за минуту выпустила по русским кораблям 200 "шимоз" (разрывных снарядов), обрушив на них в общей сложности около семи тонн смертоносного металла. При этом весь огонь японская эскадра сосредоточила на "Варяге", почти не удостаивая своим вниманием "Корейца". Японцы полагали, что легко потопят русскую канонерку после гибели крейсера. На "Варяге" горели разбитые "шимозами" шлюпки, вода вокруг него кипела от разрывов, обломки корабельных надстроек с грохотом рушились на палубу, погребая под собой русских матросов. Одно за другим замолкали выведенные японцами из строя орудия, вокруг которых громоздились тела убитой и раненой орудийной прислуги. Японская шрапнель сметала уцелевших смертоносным градом, изрешеченная которым палуба "Варяга" превратилась в "овощную терку". Но, невзирая на шквальный огонь японцев и чудовищные разрушения, "Варяг" по-прежнему вед прицельный огонь по японской эскадре из немногих уцелевших орудий. Даже раненые не покидали своих боевых постов. Стоял такой грохот, что у моряков в буквальном смысле слова лопались барабанные перепонки. Крейсер "Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". Командир "Асамы" лишь поражался частоте огня орудий русского крейсера и быстроте, с которой тем производились выстрелы. Вскоре артиллерия японского крейсера "Тиода" (в различных источниках встречается также написание "Чиода" или "Чайода") стала бить по "Корейцу". Японцы были уверены, что этого огня более чем достаточно для того, чтобы отправить русскую канонерку вместе с командой в "царство теней", поэтому большего внимания ей не уделяли. И напрасно! "Кореец" воспользовался таким пренебрежительным отношением к себе и сумел нанести серьезные повреждения кораблям японской эскадры. Не терял понапрасну времени и крейсер "Варяг". В течение часа он выпустил по японцам 1 105 снарядов. На "Асаме" от метких попаданий русских артиллеристов вспыхнул пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Другой японский крейсер, "Акаси", получил такие тяжелые повреждения, что потом более года не покидал ремонтные доки. Были не менее серьезно повреждены еще 2 крейсера японцев. Один из японских миноносцев, нашпигованный русскими снарядами, затонул во время боя, а другой – во время возвращения в порт Сасэбо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 своих убитых и 200 раненых (не считая тех, кто пошел на дно вместе со своими потопленными кораблями). Японцам не удалось ни потопить, ни захватить противостоявшие им русские корабли. Фактически бой завершился победой "Варяга" и "Корейца". Правда, далась эта победа страшной ценой. Изувеченные русские корабли смогли добраться до порта Чемульпо лишь с огромным трудом. Когда французский капитан Сэнэс сразу после боя поднялся на палубу "Варяга", его глазам представилась ужасная картина: "Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части человеческих тел. Ничто не избежало разрушения". Разрушено было практически все. Из 36 орудий остались в более-менее исправном состоянии всего лишь 7. В корпусе крейсера зияли 4 огромные пробоины. Самым серьезным повреждением было разрушение магистрали, по которой проходили все рулевые приводы, что сделало "Варяг" практически неуправляемым. Из состава команды, находившейся на верхней палубе, 33 моряка были убиты и 120 ранены. Сам капитан Руднев был тяжело ранен в голову. Чтобы не допустить захвата практически обезоруженных кораблей японцами, было решено канонерскую лодку "Кореец" взорвать, а на "Варяге" открыть кингстоны. Оставшихся в живых русских моряков разместили на иностранных кораблях. Британский "Талбот" принял на борт 242 человека, итальянская "Эльба" – 170, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль". Американский корабль "Виксберг" принять русских раненых на борт отказался! Между тем, именно американцы были, в отличие от Англии, Франции и Италии, обязаны сохранением самого существования своего государства именно русскому Императорскому флоту! Когда армия Конфедерации Южных штатов громила правительственные войска США на всех фронтах гражданской войны, когда англо-франко-испанские войска высадились в 1862г. в порту Веракрус, экспедиционный корпус французского маршала Базена в 1863г. оккупировал Мексику и посадил на трон в Мехико новоиспеченного "императора" – эрцгерцога Максимилиана Габсбурга, американский президент Линкольн оказался в железных тисках. Он знал, что США (то есть, на тот момент, Северные Штаты) в одиночку не устоят перед такой коалицией. Но тут вмешалось Провидение – в лице Императорской России. Русский Царь-Освободитель Александр II, осведомленный через своих послов в Париже и Лондоне о признании Конфедерации Южных штатов британской короной, уже планировавшей посадить на трон в Ричмонде одного из многочисленных потомков королевы Виктории, и о заговоре Ротшильдов, маячивших за всем этим колониальным проектом, протянул США руку помощи. Царь направил в Сан-Франциско русскую эскадру адмирала С.Лисовского, а в Нью-Йорк – эскадру адмирала А.Попова. Оба русских адмирала имели от царя приказание быть готовыми к бою с флотом любой державы и принимать распоряжения только от президента Линкольна. Именно это великодушное решение Царя-Освободителя спасло Соединенные Штаты Америки от международной интриги. В результате действенной помощи Северу со стороны России парижский Джеймс Ротшильд остался без Южных Штатов и даже без Мексики, а лондонскому Лайонелу Ротшильду не удалось подмять под себя Север при помощи штыков конфедератов. В мае 1866г. посол по особым поручениям Американского Конгресса, мистер Фокс, в сопровождении посла США (или, как тогда говорили, С.А.С.Ш.) генерала Клея, был всемилостивейше принят в Петергофском дворце Императором Александром П. На Высочайшей аудиенции присутствовал Канцлер Российской Империи князь Горчаков. По представлении Его Императорскому Величеству, мистер Фокс зачитал на английском языке следующий адрес: "Государь! Резолюция, которую я имею честь представить Вашему Императорскому Величеству, есть глас всего американского народа. Это единое сердце, говорящее миллионами уст. Многообразные связи, издавна соединявшие Великую Империю на Востоке и Великую Республику на Западе, приумножились и укрепились благодаря неизменной дружбе русского Императорского Правительства с нашей Республикой в период нашей Смуты. Проникнутые духом симпатии и дружбы слова, обращенные в то время к Вашингтонскому правительству по Высочайшей воле Вашего Императорского Величества, остались навеки начертанными в памяти благодарного американского народа. Как члены великой семьи народов, мы с благодарностью воздаем дань уважения благородному акту человеколюбия (отмене крепостного права в России в 1861г. – В.А.), о котором особо упомянуто в соответствующей резолюции Конгресса. Мирные Указы просвещенного Государя одержали над наследием варварских времен бескровную победу, которая была одержана нашей Западной Республикой только после продолжительной и кровопролитной войны (речь идет об освобождении негров-рабов в США после победы промышленного Севера над рабовладельческим Югом в 1865 г. – В.А.). Поэтому я с глубочайшим чувством сердечной признательности представляю Вашему Императорскому Величеству, Вашим освобожденным подданным и всему народу Вашей огромной страны наши сердечные поздравления по случаю того, что рука Провидения отвратила опасность, вызвавшую с нашей стороны выражения самого искреннего сожаления и благодарности за милосердное спасение (Фокс имел в виду поистине чудесное спасение Царя от руки убийцы – Дмитрия Каракозова – совершившего на него покушение в Петербурге 4 апреля 1866г). Опасность, от которой благость Провидения предохранила Ваше Императорское Величество, вызывает воспоминание о тяжелейшем горе, столь недавно испытанном всеми честными сердцами в нашем отечестве, во время внезапной гибели нашего Главы, нашего Руководителя, нашего Авраама Линкольна (убитого тайным сторонником "южан" Бутом в театре во время торжеств в честь победы над Югом – В.А.). Благодарим Бога, что от подобного горя были избавлены наши друзья и союзники – русский народ. Да защитит и да благословит общий Отец всех народов и всех правителей жизнь, которую он столь явно сохранил для блага народа, которому она принадлежит, для блага человечества и во Славу Его Святого Имени!". Зачитав адрес, посол Конгресса по особым поручениям мистер Фокс поднес его Государю Императору Александру II и поздравил Его Императорское Величество со счастливым спасением от рук убийц. В своей ответной речи русский Царь-Освободитель выразил свое удовлетворение состоянием дружественных отношений между Российской Империей и Северо-Американскими Соединенными Штатами, прибавив, что он глубоко тронут доказательством личной симпатии к нему американского народа. Свою речь Государь Император закончил уверением, что никогда не забудет дружественного приема, оказанного русским эскадрам Соединенными Штатами. А вот что писал тогдашний американский посол в Петербурге, Кассиус Клей, в Вашингтон о России и русском народе: "Нет другого такого народа, столь многообещающего как в области науки, искусства и литературы, так и в области практических знаний и общего развития! Великое будущее ожидает эту великую страну! Будем же благоразумны, как ради нашего собственного благополучия, так и ради судеб всего человечества, и ответим Ему дружески на Его дружеские чувства по отношению к нам!". Очень жаль, что всего через несколько десятилетий от дружеских чувств американцев к своей спасительнице – Российской империи – ничего не осталось! 29 апреля 1904г. Государь Император Николай II чествовал в Зимнем дворце моряков "Варяга" и "Корейца", награжденных, кроме серебряной медали за бой при Чемульпо, также знаками Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (офицеры) и георгиевскими крестами (нижние чины). В этот день впервые прозвучала песня, похожая на гимн: Наверх, вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый "Варяг", Пощады никто не желает! .... Не всем, вероятно, известно, что слова этого стихотворения, ставшего в скором времени песней, первоначально написал "по свежим следам" на своем родном языке не русский, а… немец Рудольф Грейнц, восхищенный доблестью русских моряков. Его стихотворение было опубликовано в №10 мюнхенского журнала "Югенд" за 1904г., а всего через пару недель переведено на русский язык и опубликовано в России – независимо друг от друга – Н.Мельниковым и Е.Студенской. Русские читатели отдали предпочтение варианту перевода Е.Студенской, превратившейся в знаменитую песню "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Он был переложен на музыку капельмейстером 12-го гренадерского Астраханского полка А.С.Турищевым, принимавшим участие в торжественной встрече и чествовании героев "Варяга" и "Корейца" на родине. Спустя некоторое время японцы подняли "Варяга", отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем "Сойя". 22 марта 1916г. корабль был выкуплен у японцев (ставших в I мировую войну союзниками России) Государем Императором Николаем II и зачислен в состав Балтийского флота под его прежним, овеянным славой, именем "Варяг". После февральского переворота 1917г. изношенный крейсер убыл для ремонта в союзническую Англию. Русский флот с нетерпением ждал его возвращения для участия в войне с Германией. Но после большевицкого переворота в октябре 1917г. английские военные власти разоружили "Варяг" и продали его в 1918г. …частному предпринимателю. При попытке отбуксировать "Варяг" к месту будущей стоянки, близ г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925г. англичане разобрали то, что осталось от "Варяга", на металлолом. Так закончил свое существование, пожалуй, самый знаменитый крейсер русского Императорского флота… Капитан Руднев умер в Туле 1913г. Ему повезло, и со временем ему установили на его "малой родине" памятник (правда, только в 1956г., но все-таки!). Памятники героям "Варяга" и "Корейца" установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока. Слава героям России и вечная им память! Здесь конец и Богу нашему слава! http://www.rus-imperia.com/8_2004/history3.html



полная версия страницы