Форум » Мировые религии, Философия, Наука и прочее » Чем мы являемся до нашей жизни? » Ответить

Чем мы являемся до нашей жизни?

Team: Христианство учит как нужно жить в жизни. Оно рассказывает о том что будет после жизни. А кем мы являемся до нашей земной жизни? Откуда мы появляемся? И где находимся когда земная жизнь наша еще не началась? Давно хотел спросить как это трактует христианство ))

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Alexandr: Вот это очень интересный отрывок. "Приобретает тело - имея уже опыт земной жизни" - вторая жизнь, второе воплощение? Нет, брате, Вы не правильно поняли. Здесь имеется в виду грядущее воскресение наших тел. Святой Иоанн Дамаскин по данному вопросу говорит: «Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, второе соединение души и тела и вторичное воздвижение разрушившегося и умершего живого существа. И так, само тело, истлевающее и разрушающееся, оно само воскреснет нетленным…» Душа часто упоминается, а есть в христианстве понятие духа? Духа каждого человека? Чем он отличается от его души? Синонимом слово «душа» является слово «жизнь», понимаемая как биологический принцип существования материи. Такое значение слово «душа» раскрывается в Священном Писании. Так в повествовании Библии о сотворении мира говорится: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24). Говоря о душе, Библия находит ее у всякого животного, но не находит ее у растений. Человек как биологическое существо в этом отношении нисколько не отличается от животных. Его душа - это жизнь, витальный принцип, превращающий мертвую материю в живое существо. Смерть в круге этих представлений понимается как отделение души от тела. Слово «душа» в значении «жизнь» широко употребляется в текстах Ветхого и Нового Завета: «Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» (Пс. 24,12-13); «душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле» (Пс. 43, 26); «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов, 12, 10); «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10, 39). Душа человека обладает многими свойствами и силами. К этим душевным силам, которые вполне рационально изучает наука психология, относятся: сознание, разум, память, чувства, воля, способность любить и ненавидеть и многое другое. И душа, отделяющаяся в момент физической смерти от тела, сохраняет в вечности память о тех, кого любил и ненавидел, и сами чувства сохраняются до всеобщего воскресения и последнего Страшного Суда. Вместе с тем, Библия отличает человеческую душу от души других живых существ. Об этом отличии говорится уже в повествовании о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Душа человека является результатом особого действия Божественной силы и, в отличие от сотворенных из ничего душ животных, называется «душою живой». В контексте этого повествования душа человека оказывается носительницей образа Божия. По-другому, образ Божий в человеке именуется его духом. Свойства человеческого духа определяются свойствами образа Божия. Образ Божий в человеке неуничтожим, следовательно, человеческий дух и душа, которая его вмещает, бессмертны. Образ Божий многогранен, как бесконечен в Своих свойствах его Первообраз, и человеческий дух имеет бесконечное множество способностей. Образ Божий отражает свойства Первообраза, и человеческий дух обладает способностью к восприятию Богооткровенной Истины и к установлению живой связи с Богом. С достаточной точностью можно определить дух человека, как его способность слышать Своего Творца и обращаться к Нему с молитвой. Следовательно, дух человека является залогом его религиозности, которая, таким образом, становится фундаментальным свойством человека. Дух человека зависим от его души. При правильном душевном устроении душевные силы помогают духу осуществлять свое предназначение. Поддерживаемый душой дух человека наполняется благодатью Святого Духа, оказывается способным выражать то, что хочет сообщить людям Дух Божий. Однако при неправильной организации душевных сил дух не может беспрепятственно вступать в связь с Богом. Чаще всего это происходит тогда, когда какая-то душевная сила (например, склонность к удовольствиям) развивается чересчур сильно (в аскетике такая чрезмерно развитая душевная сила называется страстью) и, забирая всю душевную энергию, не дает духу возможности проявиться в полную меру. Иногда случается так, что находящиеся в хаотическом состоянии душевные силы полностью дезориентируют дух и он, находясь в крайне ослабленном состоянии, подчиняется не Богу, а диаволу. В этом случае человек становится одержимым бесами. Слово «дух» в значении способности к богообщению часто употребляется в Библии: «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал… А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом» (Иов 4, 3-5); «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства» (Пс.31, 2); «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33, 19); «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41); «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир» (Рим. 8, 5-6). Поскольку вместилищем духа является душа и бездуховных людей просто не существует, то в обыденной речи слова «душа» и «дух» часто становятся синонимами. Говоря о душе, мы подразумеваем и способность человека к восприятию Высшего Откровения. Говоря о духе, мы наделяем его свойствами души, в которой он пребывает. В Послании к Евреям апостол Павел пишет: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Эта граница между душой и духом определяется свойствами, которые являются душевными по природе и теми, которые являются достоянием исключительно духа. Одно из таких свойств, неожиданно для себя, обнаруживает великий немецкий философ Иммануил Кант. По его мнению, нравственный закон не является результатом знания; он невыводим ни из чистого, ни из практического разума. Стараясь оставаться на научной почве, Кант дает нравственному закону мистическое название «категорического императива», объявляя его фундаментальным свойством человека. Православная Церковь, считая, что спасение, обожение является онтологическим изменением человека в триединстве его телесно-душевно-духовного состава, уверена, что начинается это благодатное изменение в нравственной области, то есть на границе души и духа. Стоит ли удивляться, что основным содержанием Евангелия является нравственное учение Христа. священник Михаил Воробьев

Team: Спасибо, понятие духа и души близко к тому как я это понимаю Немного подумаю и может расскажу какое миропредставление мне ближе

Alexandr: Спаси Господи, брате!


Sofi: Alexandr пишет: Логично предположить, что нас просто не сущесвует до нашего рождения на Земле... В какой-то определённый момент Господь создаёт нашу душу и поселяет её в эмбрион (можно долго спорть, в какой именно момент это происходит; отсюда, кстати, и должно складываться рациональное отношение к абортам). До этого нас НЕТ. А любые сопливо-либеральные рассуждения по поводу переселения душ и т.п. - это от лукавого (ну или от элементарного человеческого страха ответить за грехи и скотства, которые совершил в жизни). "Человекам положено однажды умереть, а потом суд." (Евр. 9,27) А уж как именно Творец создает человеческую душу - это тайна. Я тоже так думаю. Каждый человек уникален, его душа единожды создана Богом и бессмертна. Team пишет: Ммм.. получается мы приходим в мир ничего не знающими, проводим достаточно мало по сравнению с вечностью время в земной жизни и по итогам этого нашего первого опыта попадаем в определенное место навечно. Тут две нелогичности по моему мнению: А что тут нелогичного? да, человек приходит ничего не знающим, в процессе жизни многое узнает. Да, по сравнению с вечностью человек живет недолго, но он за этот отрезок времени полчает свой опыт и пользуется опытом других людей. Вот Адам жил 930 лет. Я вот как-то задумалась, а почему он так долго жил? Только ли для того, чтобы побольше наплодить детей? И меня посетила мысль. Наверное потому что до него не было других людей, у которого бы он смог набраться опыта. И ему пришлось узнавать обо всем самому, а на это потребовалось больше времени. Team пишет: Первое это то что я не верю в бесконечность, продолжающуюся только в одну сторону. А почему? Кроме того, бесконечность понятие ведь тоже растяжимое. То, что для человека бесконечно, для Бога может быть одним мгновеньем. Team пишет: Вторая это вечная расплата за первые шаги. Это все равно что человека посадить на пожизненное заключение за первый проступок. Ну, например за первое убийство - вполне заслуженно сажают :) А вообще, что значит за первые шаги? К тому времени, когда человек становится способным принимать ответственные серьезные поступки, он уже взрослый, и имеет достаточно знаний о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Team: Sofi пишет: А почему? Кроме того, бесконечность понятие ведь тоже растяжимое. То, что для человека бесконечно, для Бога может быть одним мгновеньем. Согласен, но почему оно бесконечно только в одну сторону? Sofi пишет: А вообще, что значит за первые шаги? К тому времени, когда человек становится способным принимать ответственные серьезные поступки, он уже взрослый, и имеет достаточно знаний о том, что такое хорошо и что такое плохо.Еще раз упрощенно, чтобы все заново не пересказывать, жизнь допустим 100 лет, а вечная жизнь после этого миллион. В вечной ничего изменить уже нельзя, ты либо пан, либо пропал. И это решение делается на основе земной жизни. Земная жизнь - 100 лет от миллиона - 0,01%. И это можно назвать взрослой жизнью? По аналогии, если я проживу например 70 лет, то уже "взрослым" я был в первые 2.5 дня своей жизни. Допустим я за эти 2.5 дня успел сделать что-то очень не так. Справедливо меня на основе этого сажать на сковороду (тюрьму) на всю оставшуюся жизнь? Оправдано? ))

Капитан: Team пишет: Христианство учит как нужно жить в жизни. Оно рассказывает о том что будет после жизни. А кем мы являемся до нашей земной жизни? Откуда мы появляемся? И где находимся когда земная жизнь наша еще не началась? Давно хотел спросить как это трактует христианство )) Из курса лекций Архимандрита Алипия «Догматическое богословие»: «В Православной Церкви после V Вселенского Собора преобладающее значение получила теория творения душ Богом от душ родителей. Душу, в смысле жизненного начала, одушевляющего тело, мы получаем от родителей в момент зачатия тела, но личность и индивидуальность, в смысле качественного сочетания духовных сил и способностей, мы получаем от Бога». Т.е. каждый человек – и душа, и тело – ПОЯВЛЯЕТСЯ в момент зачатия. До этого момента его просто НЕ БЫЛО. Где-то я читал очень удачную формулировку по этому поводу, что в утробе беременной женщины вышивает Дух Святый.

Litta-Lo: Капитан пишет: Где-то я читал очень удачную формулировку по этому поводу, что в утробе беременной женщины вышивает Дух Святый. Приятная символическая описка, Капитан... Да, ребенок чист по рождению и действительно, считается, Святой Дух вынашивает беременная женщина- потому так светятся глаза будущих мам и столько нежности и кротости в их ликах...

Litta-Lo: Можно этимологию вопроса разобрать подробнее.... Игумен Аристарх (Лебедев) о "Происхождение человеческой души." (в сокращении , переработка моя) На первой странице Библии: «В начале Бог сотворил небо и землю» «Небо и земля» первого дня вмещают в себя Вселенную, в которой Бог явил великое разнообразие творений: ангельский мир, материальный мир и единение этих двух форм бытия, как вершины всего явленного Творцом – человека – «ипостаси земного космоса» . Святой Иоанн Златоуст говорит, что "когда Создатель все уже устроил и всему видимому дал надлежащий порядок и красоту, тогда-то, наконец, создал того, кто имеет наслаждаться всем этим, давая ему власть над всем видимым… и повелевая всем тварям быть под его властью и управлением". Высокие достоинства природы человека, выделяющее его из всего мироздания, бытописателем выражаются особым образом: 1) Создание человека совершается не по обычному для всего мира творческому слову, но непосредственным действием самого Творца и после особого, Божественного совета. 2) Хотя человек и твориться из праха земного и, подобно всему живущему, называется душою живою, тем не менее, только он получает от Творца дыхание жизни. "Через это человек не только возвышается над всеми живыми и дышащими земными созданиями, но представляется творением совершенно новым, состоящим из плоти и разумной души и имеющим высшее, неземное происхождение". Следовательно, достоинство человека, в высшей мере раскрывается в его богоподобной душе, о которой обстоятельно излагается в библейском повествовании о создании человека. "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою" (Быт. 2, 7). Необходимо отметить, что бытописатель Моисей выделяет как бы три аспекта Божественного действия при творении человека: земной прах, дыхание жизни и душу живую. Творец создает тело из праха земного, но оно мертво, потому что в нем нет ещё биологической жизни и тем более - личной человеческой. - "Тело, будучи создано по повелению Господа, - говорит св. Иоанн Златоуст, - лежало как орудие, которое нуждается в движении или, лучше сказать, как лира, нуждающаяся в том, кто при помощи своего искусства и ума умел бы своими членами, как бы струнами, возносить к Господу приличную песнь". Только дыхание жизни, данное Творцом в сотворенное из праха земного мертвое тело, делает его живым, личностным - душою живою. Таким образом, человек по учению бытописателя, объединяет в себе две противоположные природы тварного мира: земной прах и божественный дух, который оживил его, образуя живую человеческую душу, т.е. личность. Создатель творит человека действием, совершенно отличающимся от акта творения других тварей. «Тогда как прежде всё являлось просто по творческому слову: «Да будет!», созданию человека предшествовал особый предвечный совет Божий – совет между лицами Святой Троицы» . Однако, человек был, есть и остаётся тварным существом. С одной стороны, как и любое другое творение, «он находится в зависимости от Бога как Своего Творца, с другой стороны, он имеет данное ему относительно автономное бытие, имеет собственное значение неповторимой личности, обнаруживает собственное повеление». Человек – личность и в силу этого соединяет в себе все сотворенное Богом, т.е. мир видимый и невидимый. "Из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)… < Творец >творит как бы второй мир в малом великий. Поставляет на земле иного ангела из разных пород составленного поклонника (Богу). С неодушевленными существами человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий. С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума". Человеческая душа, - по замечанию бытописателя Моисея, - как по своему происхождению, так и по своей природе, представляет собой особую и высшую субстанцию, субстанцию не материальную, а премирную или небесную и потому совершенно отличающуюся от тела, равно как и от всего вещественного. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов проникнуто многогранными фактами, раскрывающими богооткровенное учение о превосходстве человеческой души над телом. Например, Екклизиаст изображая на земле последнюю участь человека, говорит: "и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его" (Еккл. 12, 7). Из этих слов видно, что Екклизиаст кардинально отличает природу происхождения тела и души, однако этого отличия он не показывает, но вместо этого выделяет причину происхождения этих двух составных – духа дал Бог, а тело взято из земли. С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души, когда, посылая Своих учеников на проповедь сказал им: "не убойтесь от убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28). Преподобный Иоанн Дамаскин дает следующее определение душе: "Душа есть сущность живая простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной формы. Она действует при помощи ограниченного тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то ум в душе. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли". "Человек причастен Божеству по самому акту творения и потому кардинальным образом отличен от всех прочих живых существ: он не просто занимает высшее положение в иерархии животных, но является "полубогом" для животного мира. Поэтому святые отцы называют человека "посредником" между видимым и невидимым миром, "смесью обеих миров". Принадлежа душой духовному миру, а телом – материальному, человек является малым миром в большом (микрокосмос) или большим миром в малом (макрокосмос). Сотворенный таким человек представляет собой "таинственное единение материи и духа, видимого и невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и бесконечного, представляет собой некую медиальность между великостью и малостью" , т.е. он есть единство тела и духа. *** Рассмотренный выше божественный образ творения человеческой души относится к первому созданному Богом человеку - Адаму, однако, человечество никогда не оставлял иной вопрос, непосредственно вытекающий из первого, который заключается в следующем: а как же появляются души у людей, рождающихся от своих родителей? Издревле существует три гипотезы пытающиеся объяснить происхождения человеческих душ у потомков Адама: 1. гипотеза предсуществования (praecxistentianismus), 2. гипотеза творения (creatiahismus), 3. гипотеза рождения (traducianismus). (1) Итак, по теории о предсуществовании душ предполагается, что все они существуют от создания мира, и до вселения в тело живут или в соединении с Богом, т.е. в общей мировой душе или же странствуют по телам животных, и потом каждая, когда рождается для нее тело, в наказание или в награду, вводится в него, как в гостевой дом. Такого взгляда придерживались индийцы, египтяне, персы и др. Среди философов эту точку зрения разделяли Эмпедокл, Пифагор, Платон, а из христиан к ней примыкали Ориген и Климент Александрийский. Необходимо отметить, что эта теория встретила абсолютное осуждение и порицание со стороны богословов и святых отцов Церкви, Пятый Вселенский собор, осуждая мнение Оригена о предсуществовании человеческих душ, постановил: - "Церковь, следуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое позже по учению Оригена". Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что в этом мнении есть и часть истины. В самом деле "не весь "я" произошел во времени; к бытию личности принадлежит нечто, выходящее за пределы естества, что вложено в меня Богом и что, следовательно, прежде начала бытия моего было в Нем" !!!! (2) Теория творения душ полагает, что души не существуют от начала мира, но творятся Богом в то самое время, когда образуется для них тело. Представителями этой гипотезы были Феодорит, Кирилл Александрийский, Амвросий и Илларий. К принятию этой теории служило высокое достоинство души не могущей иметь земного происхождения и долженствующей непосредственно выходить из рук Творца. Несостоятельность её заключается в том, что она вводит в естественный порядок мира сверхъестественное творение, а так же развивает естественную связь поколений человеческого рода между собой и делает необъяснимым переход как физических, так и нравственных свойств, следовательно, и греховной порчи от родителей к детям – переход которых все же подтверждается всеобщим опытом. Однако и в этом мнении есть нечто истинное: "я" как неделимое имеет начало бытия, но "я" не может быть обязанным своим бытием одной только подобной ей твари самой по себе, "я" – должен возводить причину моего происхождения к единому Творцу – Богу. (3) - третья теория о рождении душ характеризируется тем, что души всех, и даже самых отдаленнейших потомков содержались в праотце рода человеческого и переходят от родителей к детям, когда образуется принадлежащие той или другой душе тело. Этот взгляд принимали Григорий Богослов, Афанасий Великий, Ириней Лионский и многие другие богословы от Тертуллиана до наших времен. Большая или меньшая состоятельность этой гипотезы зависит от того, как она объясняет происхождение души от душ родителей. Так можно предположить один из трех следующих способов: а) душа родителей отделяет от своего существа новое начало жизни, которое потом раскрывается в рожденном. Но это несовместимо с простотой души, исключающей всякую делимость; б) душа, которой надлежит произойти, уже заключалась некоторым духовным семенем в душе родителей и из нее развивается. Но это невозможно представить себе, потому что в таком случае в душе первого человека должны в потенциале существовать души всех потомков бывших, настоящих и будущих; в) души родителей имеют способность просто производить вновь существо себе подобное. В Православной Церкви, после V Вселенского Собора получила распространение теория творения человеческих душ Богом в контексте рождения их от душ родителей. Это значит, что духовное начало, оживляющее тело проистекает от родителей в момент зачатия , а качественные сочетания духовных сил и способностей происходят от Бога. Поэтому, новая душа «не простое повторение или сложение предшествующих личностей. Она есть новая, неповторимая личность, новая форма образа Божия, проявляющаяся в характерных сочетаниях духовных сил и способностей» , о чем так же свидетельствует и блаженный Феодорит указывая, что "Святая Церковь, веруя божественному Писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самым семенем, из которого образуется тело и она получала бытие, но что, по воле Творца, она тот час же является в теле по его образовании". Таким образом, благодаря особому творческому божественному акту, по которому Творец увенчал человека Своим «вдуновением» на царство мира, он подлинно становится венцом творения, предельным выражением совершенства, владыкой тварного мира и вечно неувядаемым образом Творца. *** Думаю, теперь блее менее картина ясна http://www.kdais.org.ua/ru/scientist_chapter/god_talk/dusha

Капитан: Litta-Lo пишет: Приятная символическая описка, Капитан Я писал не ВЫНАШИВАЕТ, а ВЫШИВАЕТ. В смысле, что личность и индивидуальность мы получаем от Бога.



полная версия страницы