Форум » Православный вестник » Опальный епископ » Ответить

Опальный епископ

Litta-Lo: Опальный епископ отказался каяться «Вести.Ru» Епископ Чукотский и Анадырский Диомид, которого Архиерейский собор Русской Православной Церкви постановил «извергнуть из сана» вплоть до покаяния, объявил прихожанам, что не будет каяться и менять своих взглядов. Несмотря на запрет в служении, епископ Диомид также отслужил воскресную литургию в Преображенском храме Анадыря. По словам Александра Нестерова, племянника владыки, епископ не намерен подчиняться синодальному решению и будет продолжать служить, передает «Интерфакс». Епископ Диомид в течение последних полутора лет неоднократно выступал с разного рода обращениями, в которых открыто критиковал патриарха Алексия II, других видных церковных иерархов и призывал к самоизоляции Русской Православной Церкви — к отказу от ее диалога с властями, представителями других религий и конфессий, а также от активной миссионерской деятельности. На заседании в пятницу Архиерейский собор призвал епископа Диомида к немедленному покаянию и прекращению деятельности. Был также определен срок, в течение которого епископ должен принести покаяние, — до следующего заседания синода. В случае отказа епископа покаяться, решение собора вступит в силу, то есть владыка Диомид будет официально извержен из епископского сана.

Ответов - 2

Litta-Lo: Это не раскол... К чему призвал церковь епископ Диомид Елена Яковлева Настоящей, наделавшей много шума, сенсацией стало письмо епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Опубликованное в малоизвестной "Руси православной", оно неожиданно было оценено светскими СМИ как голос совести и раскола одновременно. Епископ Диомид упрекал церковь в том, что в ней набирает силу "еретическое учение экуменизма", развивается духовное соглашательство, подчиняющее церковную власть мирской власти, утвердилось "молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти" оправдание и благословение персональной идентификации граждан (ИНН), одобрение демократии. Он упрекает церковь в проведении межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам "большой восьмерки", являющейся, по мнению автора, "органом мирового масонского правительства", и т.п. Официальную оценку письму епископа Диомида с критикой руководства церкви даст Священный Синод, считают в Московской патриархии. Корреспонденты "РГ" обратились за разъяснением к известному церковному богослову, однокурснику владыки Диомида о. Андрею Кураеву. Российская газета: Отец Андрей, расскажите, что за человек епископ Анадырский и Чукотский Диомид? о. Андрей Кураев: Епископ Диомид - светлый и добрый человек, настоящий монах. Он несколько лет отказывался от того, чтобы его сделали епископом. Но, к сожалению, в богословском смысле это человек не выдающийся. И он, очевидно, еще с середины 90-х годов так себя настроил, что позволяет себе усваивать информацию только одного склада - негативно-катастрофического. Думаю, в том, как он воспринимает происходящие события, сказывается то, что он не участвует в реальной церковной политике. Возможно, даже у себя, в своей собственной епархии, он не работает постоянно с политиками регионального уровня. И в таком случае человек может начать переживать происходящее с позиции не творца, но жертвы. А это как раз не соответствует статусу епископа. Тем более в современном мире, когда у епископа есть возможность влиять на региональный климат, а иногда и на общецерковный и общеполитический. Когда человек находится вдали от центра принятия реальных решений, мир большой политики предстает в его глазах чем-то заколдованным и руководствующимся непонятными мотивами. А если они кажутся понятными, то становятся идеограммами. Человек может убедить себя, что все политические силы России - сплошные предатели, и общаться с ними невозможно. А это не так. Политики, мыслители, журналисты способны слышать церковных людей и понимать аргументы, и на их позиции, как и на процессы, происходящие в обществе, можно влиять. В этом различие позиций московских иерархов и чукотского епископа - у них разный социальный опыт и отсюда разное восприятие того, что происходит в нашей стране. В его послании есть выражение реальной боли, которую испытывают многие церковные деятели, да и просто люди, любящие Россию. Но есть и нервозность, которая сводит на нет ту пользу, которая в нем есть. РГ: Есть ли в этом послании зерно раскола? Говорят, что по приходам собираются подписи в его поддержку? О. Андрей: Само письмо епископа Диомида не является раскольническим документом. Другое дело, что есть очевидное желание и готовность у многих людей в церкви помитинговать. Как ни странно, именно люди, считающие себя консерваторами-монархистами в нашей церковной жизни, по умонастроению и психическому складу являются своего рода диссидентами. Они усвоили себе право радикальной критики всех и вся - и патриаршей власти тоже. Такие настроения есть, они довольно распространены. Это все люди, настраивающие себя на апокалиптический лад. Они все стилизуют в алармистском духе - все плохо, всего надо бояться. А опыт их пребывания в церкви превращается в школу ненависти. Они и пропагандируют такое богословие ненависти - "кругом враги, они все нам строят козни, надо им противостать, вплоть до... сожжения еретиков". Такие настроения есть и, как ни странно, по монастырям. Они-то и заразили в свое время епископа Диомида, а он их озвучивает сейчас. РГ: Послание владыки Диомида могло бы остаться совсем втуне, оно было напечатано в "Руси православной" - это своего рода "Советская Россия" в спектре церковной публичности, многословная, обличительная, мало сопряженная с фактической реальностью газета. Но медийные эффекты оказались поразительными: публикации "Руси православной", во всем круглосуточно ищущей масонский заговор, радостно подхватили вроде бы пристойные, светские, достаточно либеральные и часто антицерковно настроенные "Новые Известия". о. Андрей: Есть удивительное родство радикалов, "крайних людей" среди либералов и ретроградов. И тех и других не устраивает нормальная центристская власть. Тем более сторонникам владыки Диомида есть повод задуматься над тем, как реально звучит их голос в современном мире и кто оказывается в числе союзников. Есть повод задуматься над последствиями раскрепощенности своих чувств, не просвещенных ни богословским разумом, ни серьезным политологическим образованием.

Litta-Lo: Епископ Анадырский и Чукотский Диомид: «Нужен Поместный собор!» 2 марта епископ Анадырский и Чукотский Диомид дал очень интересное во всех отношениях интервью православному обозрению «Радонеж». В частности, Владыка заявил, что его обращение не было предназначено для широко распространения. Ниже мы предлагаем полный текст беседы. Владыка Диомид: Это обращение, которое было мной написано, благословлялось в книгу "Страха же вашего не убоимся". Эта книга должна была издаваться в Рязани. Но это обращение взяли и распространили повсеместно, хотя я, собственно, сильно на этом не настаивал, да и не хотел этого. Я хотел, чтобы оно было в книге, потому что книгу прочитает тот человек, которому эта антиглобальная тема интересна - там как раз и пророчества Святых Отцов на эту тему. Но его взяли и распечатали. Поэтому это получилось чисто случайно, но, конечно, не без Промысла Божия. Мы ведь Промысле Божий ни из чего не исключаем. Вот и все. Поэтому сказать, что я там ставил какую-то цель - нет! Просто я высказал свое мнение частное. Я считаю, что Православная Церковь должна свою чистоту блюсти. А все эти контакты экуменические, конечно, чести нашей Церкви не делают. Это мое мнение частное - архиерея Русской Православной Церкви. Когда мне говорят, что ваше обращение сыграло на руку в расколе с контактами с Русской Зарубежной Церковью, - я считаю, что это не так. Потому что это не было запланировано и все оно произошло стихийно. А тем более, если есть контакт, мне кажется, что уже этот контакт ничто не разрушит, никакие там обращения. Просто я коснулся тех проблем, которые действительно существуют, и я считаю, что эти проблемы Церковь должна уврачевать - не замалчивать их, не скрывать их. Потому что даже часто - Собор у нас проходит, а всему этому не уделяется должного внимания. А эти гнойники существуют. Почему казалось бы это обращение обнародовали - оно в Интернет попало и т.д. - и сразу люди стали и отклики свои высказывать… Я скажу, что было много положительных отзывов. Потому что действительно, люди прекрасно понимают, что эти проблемы есть, и проблемы остаются проблемами, пока мы их не решим. Вопрос: Владыка, а почему в обращении была избрана такая форма: "Ко всем верным чадам Русской Православной Церкви", ведь эта форма нарушает принятую церковную дисциплину? Владыка Диомид: Я повторяю, это было написано книги, а книга издавалась небольшим тиражом. Для тех, кому близки эти проблемы - чистота Православия и т.д. Там ведь, смотрите, обращение подписали всего несколько человек - это для книги планировалось. Если бы я хотел подписи со всей своей епархии собрать, я бы собрал, конечно… Вопрос: Владыка, а вы знакомы с отзывами на ваше обращение в СМИ, были ли какие-то контакты с представителями Управления Московской Патриархии? Владыка Диомид: Никаких я отзывов не читал, просто я сейчас в командировке нахожусь. Откровенно говоря, я ни одного письма, ни одной статьи еще в глаза не видел! Слышал, что митрополит Кирилл написал статью, а конкретно я ничего не видел и ничего не знаю. Прихожане в Анадыре сегодня сказали, что они направили голоса в мою поддержку , что они согласны с моим мнением, что отправили около 50 писем. Вот все. Слышал, что вроде как Зарубежная Церковь поддерживает. Вопрос: Но, владыка, Ваше обращение вызвало целую бурю и в церковных, и в светских СМИ. Как вы думаете, каковы будут последствия? Владыка Диомид: Видите, я не пытался этим обращением кого-то возбуждать, кого-то к каким-то действиям призывать, я просто высказал свое мнение и хотел узнать, кто со мной единодушен. Вопрос: То есть, обращение ваше не было для широкой печати? Владыка Диомид: Да, не было. Только для книги этой… Я никакой не раскольник, ничего в этом плане. Просто каждый человек имеет право на свое мнение, вот я его и высказал. Многие даже архиереи придерживаются этого мнения, просто его не высказывают. Я просто взял и высказал. Потому что часто мне звонят люди и говорят: вот, Владыка, вот этот саммит - ваше отношение. Мы посмотрели - ну, как вот там "единый Всевышний у всех? Ну, как это - единый?" Конечно, я считаю, что политику надо отделять от религии. А нельзя их смешивать. Потому что получается гибрид, и этот гибрид - он пользы не приносит. Вопрос: Но вы согласны, что "ко всем верным чадам Русской Церкви" - эта формы несовместима с церковной дисциплиной? Владыка Диомид: Ну, почему? Верные чада - это все те, кто блюдут каноны православные, чистоту Православия. Действительно ведь, не должны же мы приветствовать экуменические контакты. Я понимаю еще, что если бы кто-то после этих контактов обратился в Православие - тогда еще ладно. Но ведь этого не происходит, наоборот: мы только деградируем , потому что должны отступиться от принципов, чтобы с кем-то соединиться. Поступиться любовью Божией… Вопрос: Но ведь эти вопросы не сегодня поставлены перед Церковью, над ними давно работали, их обсуждали?.. Владыка Диомид: Нет, после саммита меня собственно эти слова и подвигли к этому - что у нас единый Всевышний: и у мусульман, и у иудеев, и у католиков. Ну, как Единый - у нас одно представление о Боге, у них другое. Один-то Он один, но каждая вера своим пониманием его наполняет, свое представление о Боге. Мы с вами православные, потому что у нас правильное представление о Боге, мы его правильно славим. А если у всех религий один Бог - это о чем говорит? Это говорит о том, что уже мы достигли того состояния, когда скоро появится человек - Антихрист, который возглавит и государство, и Церковь? Вопрос: Владыка, но как вы считаете, чем закончится вся эта история, связанная с опубликованием в СМИ Вашего Обращения? Владыка Диомид: Я думаю, оно проблемы эти поднимет и, дай Бог, чтобы положительно решило их, да и все! Чтобы этих гнойников не было на теле Церкви, да и все! Вопрос: А как вы себе это представляете: они будут что, обсуждаться на Синоде? Владыка Диомид: Ну, на Синоде… Но ведь Поместный собор нужен! Что там говорить. Ведь на Архиерейском только архиереи высказывают свое мнение, а простой народ - он не участвует в жизни Церкви - так получается? Архиерей просто делегируется на этот Собор. А ведь тут важно, чтобы люди в этом участвовали. У кого-то в епархии есть какие-то проблемы, у других нет этих проблем, поэтому надо, чтобы сам народ в этом участвовал. Духовенство чтобы было. Должна быть полнота церковная. А так - лишь часть Церкви, иерархи участвуют и все. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что этим обращением я не пытался кого-то возбуждать, кого-то подвигать к каким-то действиям экстремистским подстрекать… Нет, просто высказал свое мнение, и все. Поэтому кто согласен - он его придерживается. Я считаю, конечно, надо блюсти чистоту Церкви, поэтому и народ Божий должен это исполнять.



полная версия страницы