Форум » Любовь, Дружба, Отношения » Любите врагов Ваших » Ответить

Любите врагов Ваших

Sofi: Покойный Отец А. Мень сказал: "Никогда не думайте, друзья мои, что в Евангелии содержится такая глупость, что человек должен относится к какому-то негодяю, который причинил ему зло, также как к своему ребенку, к своей жене или к своему мужу. Ничего подобного! Такого бреда в Евангелии нет. Любить своих врагов - это значит относиться с доброжелательностью даже к противнику, желать ему добра, желать, чтобы он раскаялся, чтобы он одумался". А что вы думаете о смысле библейской фразы "Любите врагов ваших"?

Ответов - 20, стр: 1 2 All

Team: У меня странное к этому отношение. Я могу на эмоциях злиться на кого-нибудь, быть не согласным. Но у меня ощущение что все люди, имеющие взаимоотношения не чужие друг другу. И это тоже своего рода внимание. Хотя у меня и нет врагов, как мне кажется по моему внутреннему отношению, мне кажется что врагов нужно любить или по-крайней мере уважать. Как генералы враждующих армий зачастую уважают друг друга. И еще у меня всегда было ощущение что даже те люди, которые делали мне самые плохие вещи в жизни, на самом деле любили меня. Это трудно объяснить )) Но что мы общаемся, враждуем, ссоримся - это значит что мы друг другу интересны, значит что у нас есть чувства и значит мы любим друг друга. А внешнее - это всего лишь роли и ничего больше

Йориэ: Я всегда. когда на кого-то злюсь или если этот человек причинил мне зло стараюсь (хотя бы мысленно) пожелать ему добра -- не нужно приумножать зло даже своими дурными мыслями. Но это вовсе не значит, что не нужно давать отпор злу и отстаивать свои интересы

Sofi: Мне очень трудно сразу желать добра. Первая реакция все-таки совсем другая. Сначала только злюсь. Потом, когда отойду, возможно и пожелают добра если не забуду


Йориэ: Sofi пишет: Мне очень трудно сразу желать добра. Первая реакция все-таки совсем другая. Сначала только злюсь. Потом, когда отойду, возможно и пожелают добра если не забуду я просто этот временной промежуток сократила до минимума :-) в первый момент, конечно, раздражаюсь, злюсь -- я тоже человек, притом далеко не идеальный

Litta-Lo: От Матфея Святое Благовествование Глава 5 стихи 42-48 НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ (Лк 6:20-49) 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. *** Цитирую: Господь, говоря о любви к врагам, знает, как это сложно для человека. Вероятно, именно поэтому Иисус и оставляет такую заповедь. Нередко мы видим врагов в тех, кто ими совсем не является. И что же в таком случае произошло бы, если бы Господь не оставил нам этой заповеди? Мы, считая себя в полном праве ненавидеть врагов, ненавидели бы этих людей, совсем не желающих нам зла… Но, естественно, заповедь любви к ближнему и врагу дана нам не только для предотвращения подобных ситуаций. Мир на земле, несмотря ни на что, возможен лишь путем умиротворения сердца каждого человека, на этой земле живущего. А если в сердце есть злоба и ненависть, даже если она «справедлива», мира в таком сердце нет… Да и простить все, включая, к сожалению, неизбежное причинение боли, может лишь любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» *** Цитирую: Призывая Своих учеников быть совершенными, как совершен Отец Небесный, Господь Иисус Христос заново открывает для нас возможность быть подобными Богу. Это означает для нас восстановление того богоподобия, к которому был призван человек от начала мира, и которое мы утрачиваем в результате греха. И это богоподобие, главным образом, заключается в том, чтобы прощать врагов и делать им добро. Сам Господь всей Своей жизнью и Крестной смертью явил нам, что это такое. И для нас важно понимать, что смысл новой и истинной жизни, к которой Он призывает нас, именно в этом. Что бы мы ни искали в вере и в религии — утешения или решения проблем, возвышенности или иллюзорного бегства от мира, общения с Невидимым или премудрости — в конечном итого Бог приводит нас именно к этим словам Сына Своего. Наверное, мы можем из этого заключить, что в этом-то и состоит суть христианства. (Мф 5:42-48) ***

Team: Litta-Lo пишет: И это богоподобие, главным образом, заключается в том, чтобы прощать врагов и делать им добро. Ло, прости врагов своих

Litta-Lo: Я на врагов и не обижаюсь,что с них взять? Враг - он и есть враг - ни слышать ни понимать не ХОЧЕТ, или не может... Я желаю ему здоровья, по христьянски: "Береги сердце"... Да только и этого "враг" - не христьянин не понимает. Когда мне пожелали такое в ответ на мой гнев (о.Александр, настоятель Храма Иверской Божьей Матери, я гневалась на людей, что подвели нас с работами по восстановлению Храма), мне и в голову не пришло увидеть-как ты - крамоль... Наоборот, смутилась и задумалась.. Ну, тут уж чего Бог в душу заложил, то душа и слышит...

Team: Не обижаться понятно, здоровья желать понятно А любить врагов получается у тебя?

Litta-Lo: В каком смысле - любить? В богатом русском языке - для самого богатого чувства нашлось только одно слово. Поэтому, видимо, и чувство это у нас "филологически" не богатое. (для сравнееня - в английском -4, французском- 8, в итальянском -11 слов любви) Итак - в чувственном и философском смысле - по Канту, где любовь, это отречение от своего "я", растворение в чужом "я" и обретение своего "я" новым - нет. В бытовом плане- когда любя готов на самоотречение - нет, не то чтобы врагу не верю, а предпочту идти за друзьями. Имею право на предпочтение - пусть не будет врагом, чтобы я силы и время отбирая от ребенка отдавала ему... В моральном плане - что враг - такой же человек и имеет право на жизнь, мнение, свою радость (но не за счет моей) и детей - да. Я не желаю смерти и гибели врагам - пусть берегут сердце и оно бьется долго - для их детей и любимых. В христианском смысле - да - враг то же чадо Божье, и если бесы вселились должна побороться за его расположение... Поэтому возможна моя горячность. Если человек глух, и я понимаю, что бороться с бесами (условно) против его воли - т.е. человек осознанно встал "на тропу войны" и не примирим - я остываю. Душа больше не кипит: только время, разум человека и молитва за него помогут ему самому определиться. А что ещё делать? Точно также я бы хотела, чтобы ко мне относились и те, кто считает меня своим врагом... Сначала бы объяснили бы почему Я-то всегда объясняю причину своего негодования и прошу разъяснений, да только вот на своем веку ни разу от врага кроме аргумента "потому что я так хочу не получила... "Любить врага - это значит бороться с его злой одержимостью, бороться за плененного злом человека." Михаил Михайлович Пришвин

Belchona: Я, признаться, даже не знаю о их (врагов) существовании, даже если они и есть.. я не могу автоматически считать врагом человека, причинившего мне боль..может быть, МЕНЯ кто-то определяет как врага?)

Litta-Lo: Вот, в том то- и дело, Belchona! Этот христианский призыв и служит положить предел человеческим распрям: мы можем знать не знать что являемся врагом какой-нибудь недалекой и мелкой сущности, и нам и нашим детям вдруг возмечтают мстить! Цитирую (адаптивные изменения текста мои): Заповедь, предписывающая любить врагов, является самой удивительной из всех нравственных истин. Эта заповедь дерзко противостоит всем очевидностям природного и социального существования человека. Кажется, что, лишенная земных корней, она может опираться только на веру. Нельзя ли подвести под эту заповедь фундамент рациональной аргументации? КАК ПОНИМАТЬ- ВРАГ? Прежде всего следует отметить относительность этого понятия. Оно характеризует того или иного человека (группу людей) в соотнесенности с каким-то другим конкретным человеком (группой людей). Нет никого, кто был бы врагом для всех. Самые отъявленные злодеи имеют сообщников. И в то же время самые хорошие, добродетельные - люди имеют врагов. Говоря иначе, это не просто качество индивидов, это качество отношений между ними. А отношения есть процесс двусторонний. Враждебными можно считать все отношения, имеющие характер конфликта, соперничества, взаимной борьбы. Но среди них особо следует выделить те (назовем их вражескими), в которых враждебность приобретает абсолютный смысл. Это происходит тогда, когда конфликтность достигает крайней степени и отрывается уже от уравновешивающего противовеса принципа сотрудничества - когда враждебность становится всепоглощающей, охватывает всю сферу человеческого бытия и переходит в смертельную схватку индивидов, нацеленную на уничтожение противоборствующей стороны. "Если враг не сдается, его уничтожают",-гласит популярный лозунг 30-х годов. В нем точно скрывается смысл понятия "враг": это тот, кого или покоряют, или убивают. И вот, когда говорится, что нужно возлюбить врага, то речь идет о том. чтобы возлюбить того, кто враждебен по отношению к тебе лично (ведь и Иисус говорит: любите врагов ВАШИХ), и враждебен настолько, что ты готов его изничтожить. ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ ВРАГА? Слово "любовь" многозначно, и это создает дополнительные сложности. Древнегреческий язык - язык Евангелий - знал по крайней мере три различных слова, которые соответственно обозначали любовь как страсть, природно-эстетическую устремленность человеческой души (эрос), как доброту, душевную близость, взаимную привязанность (филия) и как духовное единение, человеческое добросердечие (агапе). Эти понятия различаются по объему: - объект эроса индивидуален; - филия охватывает особый круг друзей; - агапе направлена на всех людей, на любого ближнего, того, кто оказался в близости. Различаются они также по нравственному вектору: - эрос есть любовь восходящая, устремленная снизу вверх и направленная на обладание предметом любви; - филия есть любовь уравнивающая, она и возможна только между равными, каковыми как раз и являются друзья; - агапе есть любовь нисходящая, жертвенная. Иисус Христос, повелевая любить врагов, имеет в виду духовное единение, добродеяние в отношениях, между всеми людьми; евангелист в этом случае пользуется словом "агапе". Именно всеохватывающая любовь, включающая также любовь к врагам, освобождает (свободный Дух во Христе) человеческую общину от узости психологических, естественных и социальных привязанностей, позволяет втянуть в нее всех людей. Любить врага вовсе не значит испытывать к нему те же чувства магнетической привязанности, какие испытывают к любимому человеку, или радоваться душой, как это случается в общении с друзьями. Здесь мы имеем дело с отношением находящимся в иной плоскости. Любить врага - значит простить ему прежние злодеяния не в том смысле, чтобы не считать их за злодеяния или примириться с ними, и не так, как щедрый богач прощает долг несостоятельному должнику, а в том смысле, чтобы они перестали быть абсолютной преградой для новых взаимоотношений с ним. Значит заново открыть путь для сотрудничества, или, как хорошо говорит отец Георгий, "выправить отношения". Любовь к врагу является безошибочным тестом на верность идеалу, всечеловеческого братства, на то, относится ли человек к этому идеалу абстрактно, праздно, "умственно" или видит в нем основу собственной жизни и готов мерить себя этой высшей мерой, не останавливаясь ни перед какими трудностями. А что может быть более очевидным отступлением от этого идеала, чем отношение к другому человеку как к врагу? И что может быть труднее в жизни, чем любить своего врага, перешагнуть, через отделяющую от него темную пропасть гнева, стыда и унижения? *** Можно сказать, что своими словами я пыталась дотянуться примерно до этого глубокого и истинно христианского понимания трудной заповеди Христа.

Team: Мне кажется что если в русском языке есть одно слово, обозначающее любовь, то он всеобъемлюще. Враг тоже, какая разница какой? Раз русская любовь одна, то и всех разных врагов нам любить одной русской любовью. И два если любовь одна, то нужно любить всеми видами любви сразу, куда бы каждая не -сходила. Это я так, просто рассуждаю

Kivlar: Я прям даже и не знаю, что сказать-то. Давненько уже ни на кого не злилась. Какое-то чувство возникает внутри всепрощения. Прям сразу. Они бесятся, гадости мне делают, а мне жаааалко их. Любить их? Тут я, пожалуй, с Litta-Lo соглашусь. И с Team я тоже согласна. Рассуждения интересные. А ведь, действительно, любовь-то одна. Только многогранна.

Sofi: Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще более человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение. А.И. Герцен

Litta-Lo: Специфический оттенок у смысла цитаты, если дать себе труд углубиться в понимании натуры её автора... Никогда ничего не прощавшего своим врагам (за что ссылаем был нещадно в течение всей жизни, с юности) , никогда не понимавшего своих врагов, и уж разумеется - у "колокола" революции ни о каком примирении с врагами своих идей не могло быть и речи. Может - это он говорил в качестве недосягаемой духовной парадигмы? Александр Герцен и - философ и революционер... Первый арест которого через год после окончания курсов - за дерзости и вандализм- разбили бюст императора.. В дальнейшем - постоянные стычки и непримиримость со всеми точками зрения на свете, двойственность в восприятии Бога. Разрыв с кружком "гегелианцев" - ибо вопреки Белинскому, проповедовавшему "примирение", Герцен нашел философию Гегеля- "азбукой революции" Мало того- постоянный и непримиримый участник споров со славянофилами, литературная деятельность трибуна революции всё это составляло главное содержание жизни Герцена. В Париже он быстро сблизился с вождями французского общественного движения того времени и имел поэтому возможность наблюдать события очень близко. "У меня все опыты идолопоклонства и кумиров не держатся и очень скоро уступают место полнейшему отрицанию". Странный сторонник "прощения, понимания и примирения. Не правда ли? Революцинер, бунтарь, нигилист, глыба философской мысли и такая же глыба противоречий... Кавелин писал Герцену: "Когда ты обличал все с неслыханной и невиданной смелостью, когда ты бросал в гениальных своих статьях и памфлетах мысли..." О каком уж тут примирении или "понимании" своих даже идейных врагов говорить... Я не могу вспомнить в каком контексте и откуда у Герцена могли взяться такие слова... Не подскажете, как автор цитаты и поста?



полная версия страницы