Форум » Другие жизненные темы » Нас окружают хамы. » Ответить

Нас окружают хамы.

Litta-Lo: Нас окружают хамы. "Хам, хамуга, хамовщина - отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг" Владимир Даль Справа и слева. Спереди и сзади. В метро и на автозаправке. Дома и на работе. Во дворе и на проезжей части. В лечебных учреждениях и в гостях. В очереди к нотариусу и в супермаркете. В кабаке и в церкви. На земле и на небесах мы в плотном кольце хамского отродья. [more]Сегодня утром вы удачно приземлились на пустующее местечко в вагоне метро, изысканно подтолкнув вальяжно раскинувшегося подростка, и тут - надо же, какое хамство! - на ваше плечо навалилась чья-то филейная часть. - Слышь, ты, корова, подбери зад! - вежливо попросили вы, присовокупив изящное движение накачанным плечом. В ответ окорок возрос с терпимого сорок восьмого до невыносимого даже вашей, натренированной на форс-мажор мускулатурой, пятьдесят шестого. Какое хамство! Хамы паркуют машины в неположенном месте. На вашем газоне. Во дворе. Ну, не так чтобы вашем, а муниципальном, да и газон не вы сажали, но все равно! Вы же тут утром идете в модельных туфлях, а они своими колесами грязь по всему двору разнесли. Эх, набить бы им морды или шины проколоть! Нет, вы сами - ни-ни-ни! Вы - интеллигентный человек и за непротивление злу насилием. К тому же поймает - ещё поколотит.. Но как же, черт возьми, приятно, что этому гаду кто-то расчиркал машину красочными зигзагами, да еще и с сентенциями. На автобусной остановке курил брутальный тип, снайперски выдыхая струю дыма вам в лицо. Вы демонстративно морщились, вздыхали и с ангельским терпением шептали в пространство: «Чтоб ты сдох, козел!» Он хамски продолжал и даже специально подкурил следующую вонючую сигарету от бычка предыдущей. На эскалаторе торгового центра обнимались-целовались парень с девушкой, демонстративно чмокая и оскорбляя тем самым вашу честь и давно нецелованное достоинство. - Сколько можно облизываться! - рявкнули вы, покрепче прижав в себе огромную сумку и не забыв предварительно подпихнуть ею того, кто по-хамски толкнул вас сзади. Урод! Охранник не поздоровался, холодно глянув в ваш документ. Вас тут ждут! Вы уже и так опаздываете из-за хамства на дороге! Некогда вам приветствовать бездушного чурбана, цель жизни которого - запись вашего Ф.И.О. в журнал. Офис-менеджер тихо, но явно хамским тоном попросила вас прибраться на столе, мол, её начальство ругает. Да кто она такая, понаехала тут, квартиру на троих снимают! Дикторша по телеку несёт ерунду, кулич в церкви - и тот не освятишь, пока локтями хорошенько не поработаешь, в ЖЭК все, кроме вас, без очереди, на кассах - одни альтернативно-одаренные - что продавцы, что покупатели! Гибэдэдэшники - твари, проводницы - алкоголички, стюардессы - в грязных передниках и нерасторопны. Невыносимо!!! В ресторане официанта не дождёшься, а за чашкой кофе они ходят в Бразилию пешком! За соседним столиком надрывно орут мерзкие дети: - Женщина, заткните своего выродка! Нигде нет интеллигентному человеку покоя! Мать семейства долго и с удовольствием объясняет вам GPS-направление, по которому вы должны немедля отправиться вместе со своей никчемной жизнью и вонючим парфюмом. В кинотеатре никто не отключает мобильный! Это же отвлекает от сюжета! Да-да, простите, вам звонят, я подожду... Уже можно продолжать? Как приятно уютно устроиться в кресле самолета, достать книгу и... Положите пока в карман, чтобы почитать чуть позже, когда насладитесь видом из иллюминатора. Боже! Что это?!!! Использованный памперс? Какая гадость! Стюардесса!!! Заберите это! Можно подумать, она напитки разносит. Хамка! Ой, а куда вы сами дели вашу недоеденную шоколадку? Ну, естественно! Не вам же одному, воспитанному донельзя, книгу выбрасывать. Мы слишком воспитаны, чтобы перенести этот таджикский гортанный ор поутру. - Эй! Заткнитесь, пока я участкового не вызвал! Регистрация есть, чурки проклятые?! Это не мы загадили лесопарковые зоны - это хамы. Не мы паркуем машины, препятствуя движению трамваев и пешеходов - это хамы. Не наши собаки гадят на тротуар - это хамские собаки хамов. Не наши дети, а хамские выродки громко орут по-русски на турецких, индийских, греческих, итальянских и отечественных пляжах. Мы не позволяем себе послать сограждан в направлении трёх сакральных букв и не бросаем окурки мимо урны. Не мы давеча уронили очередную рекламную листовку рядом с мусоропроводом, и уж точно не мы высыпали полкило использованных презервативов в водоём. Где мы только не сталкиваемся с хамством. Таможня! Ну, не мне вам рассказывать! Странный парадокс - и это на родине, где ко мне следовало бы относиться уважительнее хотя бы из-за дизайна основного гражданского документа... Эх, я лучше вспомню таможенников аэропорта Логан города Бостона. Такие приветливые. Или очереди. У нас же в сбербанке в затылок дышат и ещё кое-чем в спину тычут. В порядочных домах после такого принято жениться. А в том же Бостоне или Нью-Йорке - никакого перегара в лицо и воплей: «Вас здесь не стояло!» Движутся все чинно и благородно и... быстро, уважая личное пространство. Или метро. В той же Америке беспрестанное «excuse me» - не в смысле последующего «Извините!», а как раз наоборот - упредительное: «Разрешите пройти!». Если и заденут ненароком - не так и обидно. И желания пихнуть в ответ не возникает. Оставим лирику, а то меня размышления о биогеополитике могут далеко увести. Куда-нибудь в Индию. Кстати, одним их самых «хамских» городов мира считается Бомбей. Ещё? Бухарест, Куала-Лумпур и... Москва. Самыми «хамскими» категориями граждан считаются подростки, продавцы, чиновники, медики, водители и... пенсионеры. Знаете, как проверяется уровень вежливости в столь масштабном социологическом исследовании? При помощи всего-то трёх тестов: * Помощь человеку, уронившему на людной улице бумаги * Степень вежливости продавцов * Как часто посторонние открывают дверь даме при входе/выходе в здание Что до Москвы - тут есть ещё и «национальные особенности метрополитена». Всех москвичей можно смело разделить всего на две категории - тех, кто, входя в метро, придерживает двери и тех, кто этого не делает. Вы из каких будете? Я - из первых. Просто я редко спускаюсь в метро. Потому что по-хамски разъезжаю на авто. Недавно еле-еле нашла местечко для парковки, въехала в зазор с ювелирной точностью - так, чтобы смогли проникнуть в свои машины водитель правой и пассажир левой. Заглушила мотор, приоткрыла дверь, чтобы протиснуться наружу и... Получила палкой по ноге. И вдогонку - по двери ни в чем неповинной машины. Металлический грохот сопровождался скрипучим старушечьим голоском. Тексту бы позавидовали самые махровые авторы Литпрома вроде Багирова с Минаевым. И все-таки, кто же они, эти вездесущие загадочные хамы?! Неужто только детишки в жестоком расцвете пубертата, врачи-убийцы, противные продавцы-консультанты, менеджеры автосалонов и старушки всех мастей? - Тебе часто хамят? - спросила я своего соседа, собираясь писать эту статью. - Мне?! Да ты что! Я сам кого хочешь обхамлю! - ответил мой сосед Серёжа. Не люмпен-пролетарий. Не подросток. Не медик. И уж точно не старушка. Вполне успешный инженер крупной компании «ЧТО-ТО ТАМ Ltd» с квартирой в Москве, дачей в Подмосковье и двумя машинами на семью. - Понятно... - прошептала я. - И что тебе понятно?! - вызывающе уточнил он, смачно сплюнув в канаву вслед выброшенному бычку. - Мне понятно лишь то, что мы плохо знакомы с библейской историей о Ное и сыне его Хаме, да и тут трактовка неясна. - И? - насторожился сосед. - Ну, в общем, от хамов родятся хамы. Рабы. Люди с рабской психологией. Такие, как мы с тобой. - Я не такой! - тут же сказал Серёжа и очень странно посмотрел на меня. - Ну, ладно, мне пора ехать. Меня тут начальство на семинар послало. - Какой семинар? - чисто механически спросила я. - «Агрессия как способ мотивации персонала». Кто они - эти вечно готовые нападать и обороняться рабы? Ну, конечно же, не мы с вами! Мы - хозяева жизни! Дамы и господа, сколько можно?! Вы же - дамы и господа. Не государственная это проблема и не «добрый царь-батюшка» должен её решать, а мы.«Мы - не рабы! Рабы - не мы!» Извините, я на минутку... - Мужик! Мужи-ик!!! Задолбал ты уже своим Биланом. Убавь децибелы - я работаю! Мать твою! Хамье! Кругом одно хамье! Как я могу сосредоточиться в такой обстановке, скажите на милость! Так что - до свидания! P.S. Чуть не забыла главное! Как бороться с хамством. Будьте доброжелательны. Не суйте грязные салфетки в карманы кресел вечно опаздывающих самолетов, переводите злобных старушек через дорогу, придерживайте дверь в метро - ну правда, больно, а потом доказывай на работе, что не муж фингал под глаз поставил. Не орите на официанта за то, что он в четыре утра принес вам белое вино вместо красного. Курите преимущественно в одиночестве. И не плюйте против ветра, милые дамы и почтенные господа, - не приведи Господи, в хама попадете... http://lady.mail.ru/article/46190?page=2 [/more] ОБСУДИМ??? - Как бороться с хамством?

Ответов - 2

Litta-Lo: Хамство Спутать хамство с юмором элементарно. Это чувствуют зрители Comedy Club на ТНТ, не всегда понимающие, еще смеяться или уже выключить телевизор О хамстве говорить ужасно сложно. И дело не только в опасении впасть в дидактику. Известно, как трудно это понятие перевести или истолковать. Его тонкая, эфирная сущность ускользает от определений. Оно из разряда «чувствую, а объяснить не могу», как вообще большинство базовых понятий: любовь, жизнь, нравственность, цельность, пошлость. Психология дает косвенные определения, называя хамство признаком слабости, неправоты, усугубляемых нежеланием это признавать. Считается, что это следствие неравенства (или его ощущения) любого рода — физического, социального, морального — и попытка его преодолеть. В понимании библейском хамство — проявление, скажем так, крайнего неуважения меньшим большего (сыном — отца, тварью — Творца). Напротив, для писателя Довлатова, рассматривающего явление в контексте отношений государства и индивида, «хамство — это всегда “сверху вниз”, это всегда “от сильного к слабому”». То есть оно бывает нисходящим — в некоторых обществах, из которых наше, увы, не исключение, это принятый способ доказывать свое превосходство. И бывает восходящим — по отношению к тому, кто выше если не рангом, то чем-нибудь еще, — и в этом случае имеет целью уравнять, низвести до себя. Хамство бытовое и хамство трамвайное все мы более-менее четко ощущаем. Сложнее, когда дело касается более тонких сфер. Что считать хамством, например, в живописи, на сцене или на экране ТВ? Есть у него какая-то специфика? Можно ли, например, назвать хамством по отношению к гостям передачи искажение смысла их слов после монтажа? По отношению к автору — сокращение его фильма для телепоказа без предупреждений и объяснений? К зрителям — увлечение коммерцией, политикой, конкуренцией, заставляющее ТВ о них (зрителях) забывать? Когда бы и так — к этому техническому хамству мы привыкли. Гораздо больше эмоций вызывает происходящее непосредственно в кадре. Многие, например, склонны считать хамством то, как ведущий Гордон разговаривает с авторами кино, обсуждаемого в его передаче «Закрытый показ». Или то, что делают с героями «Программы максимум» и «Очной ставки», залезая к ним в исподнее и выставляя напоказ самые их плачевные обстоятельства. На ТВ бывает непросто отличить хамство от художественных средств. Ясно, что публику надо оглушить, покорить, взять в оборот. Не всегда ясно, где кончается творческое дерзание и начинается хамство. И когда оно начинает подменять собой драматургию в передаче, аргументацию в полемике, остроту в шутках. Спутать хамство с юмором вообще элементарно. Это чувствуют постоянные зрители знаменитого Comedy Club на ТНТ, не всегда понимающие, еще смеяться или уже выключить телевизор, а равно те, кому хоть раз довелось увидеть юмористическую передачу НТВ «Ты смешной», которая славы не стяжала. На прошлой неделе большое недоумение публики вызвала трансляция церемонии вручения кинонаград российского MTV. Ее ведущие Ксения Собчак и Павел Воля, как обычно, высказывались насчет номинантов и призеров, что имело на этот раз не совсем обычный резонанс. Каналу пришлось вырезать кое-что из передачи и выступить на своем сайте со специальным заявлением, убеждая негодующую общественность, что «высказывания ведущих церемонии реально являлись шутками», «шутки являются всего лишь шутками» и должны «восприниматься так, и никак иначе». Трудно спорить — пришлось бы для начала определять, что такое чувство юмора, какова природа смешного, чем конкретно отличается остроумие от остракизма. А это все тоже из разряда трудноопределяемого. Стеб того типа, который применяет резидент Comedy Club Воля к именитым гостям клуба, предполагает не только общий контекст, но и умение балансировать между лестью и иронией. Очень способным шутникам это удается не часто, некоторым не удается никогда. Но что же делать, если такая ирония принята как стандарт? Телевизионный юмор ведь не балаган, тут все довольно жестко форматировано: в аншлаговом стиле шутят старперы, в стиле КВН — старперы и провинциальная молодежь, а по ведомству клубного юмора в настоящее время проходит буржуазно-демократический мейнстрим, со всеми своими церемониями и корпоративами. Раз тут по сценарию положено стебать звезд — извольте стебать по форме. Содержание заменяется хамством, оно-то всегда доступно. Все мы, так или иначе, потомки библейского Хама, у каждого в арсенале есть прадедушкино средство. И сразу видно, что медийное хамство — извод ветхозаветного: там обнажали наготу отца, тут не жалко отца ради красного словца. Поскольку краснословие для телеконферансье иногда единственный источник заработка, отказываться от ведения корпоративов и частных вечеринок им не приходится. Этот тяжелый хлеб, ради которого они часто вынуждены иметь дело с кем попало, усугубляет привычку относиться к публике с некоторым презрением. Но причины, побуждающие хамить, не так интересны, как причины, вынуждающие это сносить. Я об адресатах, о тех, кто стоит под прицелом камеры, сидит в студии, выходит на сцену под шквальным юмором ведущих. Наверное, у кого-то такой прочный наружный слой, что легкое похамливание для них вообще незаметно, а интенсивное ощущается как массаж. Но не все же такие. Большинство из нас к хамству очень даже чувствительны и в трамвае реагировали бы на него совсем иначе. Один из участников пресловутой церемонии MTV в своем блоге — не важно, шутя или всерьез, — благодарит обстебавших его ведущих за пиар. То, что известные люди громко назовут не столь известное имя, видимо, делает контекст не важным. Чаще, правда, мишенью для стеба становятся вполне знаменитые люди, но пиар им тоже не лишний. Полив со сцены — вроде интенсивной спа-процедуры: не самые приятные ощущения, может даже случиться покраснение кожи, но зато каким упругим делается реноме! Вполне логично предположить, что гости и зрители подсознательно воспринимают ведущих как вышестоящих. От ведущего ведь зависит очень многое. Во время передачи или концерта он как капитан во время плавания — власть. И все ему позволено. Конечно, можно и обобщить, сказав, что ТВ обладает возможностью хамить всем сверху вниз — всему миру. Как власть — подвластным, вышестоящий — нижестоящим. Гость, герой, зритель здесь всегда слабые стороны. Но взять недавний скандал на «Пятом канале». Высокопоставленный чиновник, гость одной из передач, позволил себе оскорбительные высказывания в адрес ведущих и зрителей. Пусть и за кадром, ведущая возмутилась и написала жалобу. Рассмотрев ее, руководство чиновника заставило его принести извинения. Ведущая их не приняла, продолжая настаивать на его отставке, после чего была отстранена от эфира. Вот кто тут вышестоящий и кто слабая сторона? Я же говорю — сложно. Ну и главное. Непонятно, как вообще с хамством быть. Оно вызывает шок. Оторопь. Вышибает из колеи. Заставляет глупо улыбаться, не верить своим ушам. «Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить», — говорит Довлатов. Не все с этим согласятся. Многие даже среди психологов считают, что хамству следует давать отпор. Твердо парировать. Отвечать в том же духе. Не совсем, правда, ясно, в чем тут отпор: ты, наоборот, умножаешь хамство, спускаясь на уровень хамящего. И кто знает, где вы оба остановитесь. Реагировать на хамство медийное, особенно шутейное, обидой или возмущением считается дурным тоном. Не можешь парировать тем же — смейся. Считай за шутку. Покажи, что чувство юмора у тебя есть — хотя бы в пассиве. Мало кто в силах вообще воздержаться от реакции. Как режиссер Серебренников на обсуждении своего фильма «Юрьев день» в студии у Гордона. Не вступая в дискуссии, отказавшись выступать с ответным словом и не теряя, по крайней мере в кадре, хладнокровия, он сообщил, что находится здесь по одной-единственной причине: таково условие показа фильма на «Первом канале». Понятно. А у нас, по эту сторону экрана, какие причины? Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия» Анна Голубева http://www.openspace.ru/media/projects/147/details/9666/

Litta-Lo: Сама такая! Как правильно отвечать на хамство Если вам уже неделю никто не хамит, считайте, что Земля сошла с орбиты. Или случилось еще что-то из ряда вон выходящее. Потому что жить в нашем обществе и не огребать ежедневного «Кобыла неуклюжая» или «Молчи уж, тоже мне умница нашлась» — все равно что влезть в бочку с мазутом и выбраться оттуда в кипенно-белых чулочках. Любят люди ругаться, и все тут! Особенно незнакомые. В метро, в магазине или в виртуальном пространстве, — будьте уверены, здесь вам всегда будут рады отвесить колкость. Как не растеряться, не дать себя унизить и среагировать на ситуацию достойно, попробуем разобраться. Почему люди хамят. Этот вопрос настолько же вечный, насколько простой есть на него ответ. Потому что злые! Погода их раздражает, не с той ноги встали с утра, с начальством неприятный разговор вышел — вот и пожалуйста! Получайте в свой адрес «Не толкайся, корова» от женщины, которую вы слегка задели локтем в автобусе. Когда у человека плохое настроение, он жаждет им поделиться. Потому и вымещает злость на первом, кто попадает под горячую руку. То есть, на вас. И, если мы не хотим быть пригретыми этой горячей рукой, нужно уметь грамотно реагировать на хамство. Для начала, определим цели и задачи конфликтующего. Люди, ввязывающиеся в ссоры, бывают разные. Это может быть некто, с кем вы не поделили личное пространство (попутчик в метро или автобусе), это может быть человек, пользующийся его с вами служебным неравенством (продавец или кассир в магазине, регистратор в поликлинике), и это может быть выскочка, который до дрожи в членах радуется возможностям понятия «свобода слова» и яростно хамит всем кому ни попадя (житель форумов и блогов в интернете). Когда мы поймем, с хамом какого типа имеем дело, нам будет проще его победить. Хам трамвайный. Этот собирательный образ стал уже отдельным термином. Так и хочется спросить: почему трамвайный? Будто общественный транспорт — основное место обитания всех хамов и скандалистов. Медом им, что ли, там намазано? Или в транспорте народ поражает особая ругательная инфекция? На самом деле, источник появления трамвайного хамства — наша животная природа. То есть, врожденная потребность в личной территории. Стоит вам случайно задеть сумочку барышни, с которой вы вместе вошли в вагон метро, как она наверняка немедленно рявкнет: «Поосторожней нельзя?» или выскажется в непечатной форме. А потому что ее вещи и тело — ее частная территория. Честно помеченная и неприкосновенная. Не обижайтесь! Ссора, по науке, — это сочетание конфликтной ситуации и конфликтогенов — оскорбительных слов или действий. Во время транспортной перепалки эмоции бурлят, и реплики ссорящихся с каждым разом становятся все более острыми. «Что ж Вы какая неуклюжая?» — «Да на себя-то посмотри!» — «Ах, я? Да это Вы...» Мы изо всех сил стремится подавить соперника. Так делать не стоит! Если поддаться искушению ответить хаму большим хамством, то можно довести трамвайную ссору до настоящей драки. С царапаньем лица и отрыванием пуговиц. Можно, конечно, держать себя в руках, и молча выслушивать хамство (подумав «Чего с дураками ссориться?»). Но это тоже вещь не самая приятная. Ведь, после такой встряски для самолюбия, вы, как минимум, выйдете на вашей остановке с трясущимися руками, дрожащим подбородком и настроением, испорченным до самого обеда. Так как же быть? А давайте применим известный в психологии метод под названием «словесное айкидо». Для этого сопернику не нужно отвечать грубо, и нет необходимости придумывать изысканные способы дать отпор. Достаточно использовать те слова, что говорит ваш трамвайный хам, и повернуть их против него. Например, вы вошли в метро, протиснулись кое-как в середину вагона, и встали там. На одной ноге, и все же тем самым невольно подвинули с нажитого клочка пространства весьма злобную с виду женщину. Разумеется, женщина незамедлительно скажет что-нибудь желчное. Не теряйтесь! Пусть лучше между вами произойдет такой разговор: — Девушка, Вы меня толкаете. Вы что, будете так стоять? — Да, а Вы как будете стоять? — Но мне же неудобно! — Да, неудобно. — Пройдите дальше! — И Вы пройдите дальше. Как видите, вы не сказали ничего особенного: вы не нахамили, и не остались жертвой. Вы лишь повторяли слова, которые пытались использовать в атаке против вас. Скорей всего, женщина опешит. И отстанет. Но это всего лишь один сорт хамов. Хам базарный. Это совсем иной вид. Базарный хам прячется в любом продавце на рынке, кассире в магазине, уборщице или охраннике. От трамвайного базарный хам отличается особой наглостью и самолюбием. И ведь есть с чего! Вы — гость, а он — хозяин. Он на своей территории. А следовательно, базарному хаму свойственно чувство превосходства. Как можно поссориться с базарным хамом? Типичная ситуация. Например, вы пришли в магазин покупать салат. Вы просите продавщицу: «А дайте мне посмотреть вон тот салат». Продавщица смеривает вас презрительным взором, но несет прошенную баночку: «Вообще-то на витрине и так все видно». Вы разглядываете салат, изучаете срок годности и состав, и просите другой экземпляр. В этот момент продавщица встает на дыбы: «Я что, каждый раз буду для вас бегать?» Или другой случай. Вы зашли в обувной салон с коляской. Ребенок у вас в коляске, понимаешь ли, а в летних туфлях, как ни странно, осенью ходить холодно. Вы спокойно направляетесь выбирать сапожки, ребенок смирно гулит, и вдруг... Вашу идиллию догоняет ответственная работница салона. «Вы не могли бы зайти без коляски?», — шипит она нервно. Вы в шоке: «А где написано, что нельзя?». Ответ следует чистый и откровенный, как слеза вашего младенца. «Колеса царапают нам пол, а мы не можем постоянно следить, не спрячете ли вы что-нибудь в коляску». Само собой, представленные ситуации — типичное хамство. Для базарного хама вы — не клиент, а стандартное «вас-всех-много-а-я-один». Ваши дети — это не дети, а безликие железные конструкции с колесиками, которые только и норовят стать инструментом воришки. Или еще, не дай бог, заплачут и помешают спокойно пить чай коллегам в подсобке. Так как же быть? В первую очередь, не теряйте лица. Если базарный хам начинает тиранить, спокойно скажите ему: «А можно книгу отзывов и предложений?» или «Я думаю, лучше я посоветуюсь с Вашим руководством». В конце концов, вам не могут отказать в обслуживании, даже если вы — придирчивый клиент. И не едите салаты с луком. Как и безосновательно обвинять вас в том, что вы воруете, сотрудник учреждения тоже не имеет права. Конечно, вам хочется ответить колко. Но воздержитесь. И помните о своих правах. А права ваши вам нужно знать назубок. Помимо того, что было сказано выше, нужно добавить то, что, например, охранник магазина не вправе просить вас показывать ему содержимое вашей сумки. Вот так, лишь потому что «какая-то вы подозрительная». Совершать обыск позволительно лишь сотруднику милиции, и лишь при условии, что у него есть прямые доказательства того, что вы могли что-то украсть. Видеозапись или «писк» магнитного детектора на выходе. Точно так же вас не могут принудить покупать товар, который, к примеру, оказался в вашей продуктовой корзине поврежденным. Вас не могут заставить оставлять вещи в камере хранения, не обеспечивая их сохранность. Уважающий себя магазин обязан иметь в своем арсенале пакеты для упаковки вашей сумки. Что касается детских колясок, то здесь больше всего повезло жителям Москвы. Мэр столицы подписал закон, согласно которому маломобильные граждане (инвалиды, а также люди с детьми в колясках) должны иметь беспрепятственный доступ к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города. То есть, как в жилые дома, театры, библиотеки, банки, рестораны, так и в магазины. А тем, кто живет не в Москве, можно попробовать апеллировать статьей Конституции о свободном перемещении. Или попытаться добиться истины через Общество защиты прав потребителей. В общем, если вы столкнулись с базарным хамом, взывайте к справедливости и не позволяйте оскорблять вас на ровном месте. Хам виртуальный. Вряд ли можно найти человека, который бы проводил много времени в интернете и ни разу не был бы охаян на форуме или в блоге. Виртуальный хам (он же хам сетевой) — это как раз тот аноним, что брызжет слюной в ответ на ваши даже самые невинные реплики. Он не даст вам высказать свое мнение, потому что всегда может сказать: «Да что ты понимаешь?». Он скажет: «Глядя на Ваш ник, я сомневаюсь в том, что у Вас есть среднее образование». И он радостно пискнет из глубин глобальной паутины: «Девушка, смените краску для волос». Ругаться в сети просто, быстро и безопасно. Вы не станете бить монитор или выцарапывать глаза процессору. Конечно, покусать клавиатуру вы можете. Но это вряд ли вкусно. А виртуальному оппоненту все так же не страшно и не больно. Чтобы вести грамотную борьбу с сетевым хамом, нужно уяснить две вещи. Первая, — в жизни боевой соперник может быть маленьким, хлипким пятиклассником, выплевывающим свои комплексы на форуме. А вторая, — самая главная, — никогда не стоит упускать возможности вовремя промолчать. Сетевая ссора чаще всего заканчивается тем, что оба оппонента остаются при своем мнении. С изгаженным настроением, но при своей «правде». Интернет лишает возможности выражать эмоции иначе, чем словами. А потому, не глядя в глаза спорщику, не видя в нем физической опасности, хам становится способен на самые мощные оскорбления, которым только его могли научить в подвале родной деревни Кукуевки. Просто промолчите в ответ на его нападки! Что вам с них? Вы никогда его не увидите. А потому — игнорируйте. Поначалу реакция может быть взрывной. Хам попытается вас спровоцировать на спор. Или на кулачный бой. Он может воззвать ко всем вашим потаенным комплексам, вспомнить вашу маму и всех родственников до пятого колена. Молчите! Постепенно хам отвяжется. В конце концов, он должен соображать, что сильно усердствовать с угрозами не стоит. Если они принимают противозаконный оборот, обидчика можно найти через провайдера, по IP-адресу. Такова примерная программа борьбы с хамством. Борьбы повседневной и нудной. Но будьте оптимистами! И если какая-то брюзга начинает вас доставать, вспомните о том, что, может быть, это климакс виноват. Пожалейте. Или представьте обидчика с пальцем, торчащим из носа. Помочь не поможет, но улыбнет обязательно. А улыбка — самый верный способ быть счастливой. Несмотря на хамов. http://www.eva.ru/articles/rest/hamstvo.htm



полная версия страницы